Состоявшееся 15 мая открытие конференции Google I/O 2013 не сопровождалось ни чем-то вроде спускающихся на крышу зала парашютистов, ни ошеломляющим анонсом чего-либо похожего на Google Glass, как в прошлом году. Но при этом корпорация подготовила множество инноваций.
Google развивается и становится более зрелой, утверждают аналитики, оценивая инновации, представленные на конференции для разработчиков Google I/O 2013.
Таково мнение многих ИТ-аналитиков, которые заявили изданию eWeek, что нынешняя шестая ежегодная конференция для разработчиков продемонстрировала возросшую зрелость Google. В этом году корпорация стремится разрабатывать продукты, а не заботиться о том, чтобы произвести эффект, как было при анонсе Glass.
Конечно, прошлогоднее шоу стало легендарным. Оно запомнилось представлением Google Glass и впечатляющей прямой видеотрансляцией прыжка с дирижабля парашютистов, “вооруженных” этими очками, и их приземления на крыше конгресс-центра Moscone West, после чего они спустились в конференц-зал под аплодисменты тысяч собравшихся там, чтобы передать новые гаджеты соучредителю Google Сергею Брину, который и сам имел такие же очки. Представлены были также два новых устройства (планшет Nexus 7 и облачная развлекательная приставка для дома Nexus Q) и версия Android под названием Jelly Bean.
На этот раз крупные анонсы не потрясали воображение, а носили, скорее, спокойный характер, но были при этом очень интересными. К таковым следует отнести первый сервис потоковой передачи музыки по подписке Google Play; новые сервисы сохранения и коллективного участия в играх Google Play; API-интерфейсы для Android, позволяющие разработчикам создавать приложения, которые будут работать только в определенных географических точках; инструменты для разработчиков, призванные помогать им рекламировать и продавать свои приложения для Android.
Всё это не вызвало большого удивления, сказал аналитик Даниэль Мейкок из фирмы Slalom Consulting. “Думаю, Google вместо представления новых продуктов наращивает возможности уже имеющихся, — заявил Мейкок в интервью eWeek. — Одно дело — первоначальный выход на рынок, когда одновременно представляется всё, включая платформы и устройства. И всё новинки, новинки, новинки. Другое дело — когда нужно защитить свои позиции на рынке. Для этого надо обновлять продукты, делать их более зрелыми”.
То, что в нынешнем году не было представлено ничего столь же впечатляющего, как Glass, корпорации Google, считает он, не повредит: “Я думаю, она перешла от спринтерских забегов к марафонским, вполне сознавая, что это необходимо для победы в долгосрочном плане”.
Google продолжает совершенствовать и развивать то, что у нее уже есть, поэтому может улучшать свои продукты, считает Мейкок. “Она привлекла к себе внимание, — пояснил он, — теперь нужно его удержать”.
С ним согласен Патрик Мурхед, главный аналитик из фирмы Moor Insights & Strategy. Нынешнюю конференцию Google I/O он считает скорее “фестивалем программистов”, а не отправной точкой проектов Google такого же масштаба, как прошлогодний дебют Glass.
“Думаю, с точки зрения разработчиков это прекрасно, — сказал Мурхед. — Хотя для вас и для меня это, наверное, не так хорошо. Особенно, если сравнивать с предыдущей конференцией. Это было одно из лучших мероприятий, виденных мною за последние двадцать лет”. По его мнению, главным в этом году стало “штопанье дыр” в API-интерфейсах, обновление Google Search, Google Maps и т. д. В целом нынешнее мероприятие показало, что Google является в основе своей инжиниринговой корпорацией, отметил Мурхед.
Дэн Олдс, главный аналитик фирмы Gabriel Consulting Group, заявил корреспонденту eWeek, что, хотя открытие конференции на сей раз было не столь ярким, но несколько интригующих продуктов на ней всё же были анонсированы. В первую очередь это возможность подписки на потоковую музыку. “Думаю, то, как они развивают музыкальный сервис, — довольно большое дело, — сказал Олдс. — Google явно идет по стопам Apple и Spotify. Еще несколько лет назад представление такого сервиса, вероятно, стало бы крупным событием на рынке. Сейчас же вполне в духе Google речь идет скорее о расширении уже имеющих у нее технологий и использовании их для выхода на новые рынки и обкладывания других игроков со всех сторон”.
Другим примечательным моментом конференции, по его мнению, стало объявление об активации 900 млн. устройств с Android, тогда как год назад их было 400 млн.
“Это большая цифра, — отметил Олдс. — Думаю, что рост за год более чем на 100% станет еще одним фактором, ставящим Apple в положение обороняющейся. Эта компания сталкивается с наиболее острой конкуренцией именно там, где занимала самые прочные позиции”. Такому росту популярности Android способствовало то, что его пользователями, как было объявлено, осуществлено уже более 48 млрд. загрузок приложений для своих устройств. “Думаю, что примерно 7 млрд. из этих загрузок обеспечили мои жена и дочь”, — пошутил Олдс.
Он также отметил, что в день открытия конференции мало говорилось о Glass: “Судя по тому, что я видел, Google теперь редко упоминает Glass. Этот продукт оказался более спорным, чем ожидалось”.
Роджер Кэй, главный аналитик из фирмы Endpoint Technologies Associates, в своем ответе изданию eWeek по электронной почте отметил, что нынешняя конференция примечательна тем, что “на этот раз меньше фанфар, зато она больше походит на настоящую конференцию разработчиков, в центре внимания которой находятся Android и среда разработки для этой ОС”.
Однако у корпорации могут возникнуть некоторые трудности из-за зависимости Android от языка Java, принадлежащего Oracle и контролируемого ею, пишет Кэй. “Но в остальном Google несется на всех парах. Это касается телефонов, планшетов, суперкомпьютеров, исследований и разработок, а также инструментов (вроде Google Maps)”, — считает он.
А вот что написал изданию eWeek по электронной почте другой аналитик, Роб Эндерли из фирмы Enderle Group: “Хотя Google достигла большого прогресса в разработке продуктов и сервисов, я продолжаю изумляться, как мало в корпорации знают (учитывая создание ею социальной сети) о характере взаимодействия людей. Она просто не считает нужным понимать нас при создании продуктов, которые будут тесно связаны с нами”.
Например, для некоторых пользователей установка камеры в Glass может оказаться минусом, особенно для детей. “Это примерно то же, как если бы Чужие (маленькие зеленые человечки) попытались сделать что-то для людей, которых никогда не видели, — пишет Эндерли. — Google не одинока. Я бы добавил Facebook к списку компаний, создающих продукты для обслуживания взаимодействия между людьми, не разобравшись предварительно, как они взаимодействуют между собой. Поэтому возникает ощущение, что проводятся эксперименты на людях”.
Конференция Google I/O закончилась 17 мая. В ее рамках проводились разнообразные тренинги, проходило обучение программированию, разработчики могли получить помощь в работе над своими проектами, задать вопросы по программированию, воспользоваться готовыми фрагментами при работе с кодом Google и советами специалистов. По сообщению Google, во время посвященных техническим вопросам заседаний обсуждалось свыше 120 тем, от вводных до сложных, касающихся Google Maps, Android, Google Chrome, Google+, App Engine, Google Glass и других продуктов.