Согласно данным IDC, в I квартале 2013 г. (Q1/2013) в Россию было поставлено (оценивались объемы ввезенного оборудования, а не проданного) на 27,6% меньше настольных и портативных ПК, чем за аналогичный период 2012 г. При этом поставки настольных ПК сократились почти на 20,7%, а рынок портативных ПК упал аж на 31,1%.

По данным IDC, мировой рынок ПК в I квартале 2013 г. сократился на 13,9% по сравнению с I кварталом 2012-го. Российский рынок упал в два раза сильнее — на 27,6%.

Катастрофическую ситуацию с мобильными ПК аналитик IDC Наталья Виноградова объясняет так: “Запас ноутбуков, образовавшийся на конец 2012 г., а также недостаточно высокий спрос со стороны конечных потребителей отрицательно сказались на отгрузках в I квартале. Партнеры поставщиков уменьшили объемы закупок во избежание возникновения трудностей с затовариванием складов. Многие крупные розничные сети свели свои закупки к минимуму”.

В то же время, по предварительным оценкам ITResearch, в Q1/2013 в штучном выражении продажи десктопов в России сократились на 15%, а ноутбуков — на 12,5%.

“Да, продажи пострадали, но далеко не в том объеме, как отгрузки производителей, — говорит директор департамента “Ноутбуки, планшеты, десктопы” компании “Марвел-Дистрибуция” Вячеслав Назаров. — У российских игроков ИТ-рынка на складах имеется значительный запас техники с конца прошлого года, а у отдельных компаний — еще и с середины 2012 г. Именно эти запасы и стали главной основой для продаж в I квартале. Соответственно продажи сократились отнюдь не так сильно, как поставки вендоров. Настольные ПК, конечно, сохранили пальму первенства по падению объемов. Рынок действительно перестает расти. Подход к работе на нем изменяется: если раньше рост “прощал” многие ошибки, то сейчас они становятся критическими. Во многом этим вызвана исключительная осторожность всех участников рынка”.

В московском офисе ASUS Technology считают, что следует говорить не о спаде продаж, а о трансформации спроса потребителей. Представители этого офиса отмечают: “В связи с тем что мы отказались от производства нетбуков, может на первый взгляд показаться, что у нас снизились продажи в мобильном сегменте. Однако у нас произошел рост продаж в сегменте планшетов, которые пришли на смену нетбуков. Что же касается рынка стационарных ПК, то, по нашим оценкам, в I квартале общий рынок сократился до 20%. То, что этот показатель ниже, чем у мобильных ПК, может быть обусловлено ростом объемов поставок моноблоков в Россию. Динамичный рост рынка моноблоков будет продолжаться как минимум в течение следующих двух лет”.

Вице-президент Acer ЕМЕА Григорий Низовский падение рынка ноутбуков объясняет ростом популярности планшетов и разного рода трансформеров. В то же время он также отмечает устойчивость рынка моноблоков.

“С оценками IDC согласны. Мы по себе видим, что спрос на десктопы и соответственно их продажи падают, и падение это продолжится и будет идти довольно заметными темпами. I квартал текущего года относительно этого же квартала 2012 г. показывает падение на 17% в продажах настольных ПК iRU. При этом отмечу, что ожидания от II квартала более оптимистичные — мы рассчитываем на небольшой рост, который будет наблюдаться, скорее всего, в виду большого провала в прошлом году, когда на розничном рынке впервые за много лет не было маркетинговой активности в преддверии школьного сезона — Back to School. Если же говорить о сегменте мобильных ПК, то у iRU примерно такие же показатели динамики падения в категории ноутбуков. Слишком стремительно рынок переходит на планшеты. К тому же партнеры не спешат совершать крупные закупки ноутбуков, помня конец прошлого года с переполненными складами и падением цен на устройства, и не ожидают прежней эффективности от Back to School. А вот доля моноблоков в суммарных продажах iRU заметно растет: по нашим прогнозам, по итогам 2013 г. мы вполне можем удвоить текущие показатели в количественном выражении”, — говорит руководитель проекта iRU Сергей Суворов.

А вот мнение директора по развитию продуктов подразделения персональных систем и устройств печати “HP Россия” Константина Кимельмана: “В прошлом году отгрузки в нашу страну, которые анализирует IDС, не отражали реальной динамики спроса на рынке — в частности, в I квартале была волна поставок в связи с улучшившейся доступностью жестких дисков. А чуть позже ноутбуки были отгружены в больших объемах в результате завышенной оценки емкости рынка. В нынешнем году поставки отражают складские запасы и реальный спрос, отсюда и падение год к году. Если же смотреть на спрос, например, отчеты GfK, то динамика этого года в I квартале для международных поставщиков положительная. Рынок настольных ПК консолидируется, падает доля локальных сборщиков, растет доля международных компаний, в том числе за счет увеличения доли моноблоков в общем объеме продаж. Аналогично, спрос на ноутбуки в I квартале был с приростом к прошлому году, но прирост этот был ограничен до минимального уровня взрывным развитием планшетных ПК и смещением спроса в сторону этой категории. По моему мнению, начиная с конца прошлого года имеет смысл смотреть на объединенную динамику рынка ноутбуков и планшетов”.

В OCS в качестве одной из главных причин резкого падения рынка ноутбуков называют политику вендоров. “Да, рынок ноутбуков просел сильнее рынка ПК. Вызвано это в первую очередь тем фактом, что потребности современного мобильного пользователя закрываются планшетами и смартфонами, более компактными и дешевыми. Второй причиной является неадекватное поведение вендоров. В погоне за показателями, прежде всего за долей рынка, они перестали анализировать рынок, видеть реалии и жить в соответствии с ними. Все ноутбучные вендоры самоорганизовались и вступили в “гонку вооружений”, и теперь рынок — все его участники от самих вендоров до розницы — стали заложниками этой борьбы. Все без прибыли, но вендоры кажется до сих пор не осознали критичности ситуации. Чем все закончится и как можно разрешить ситуацию — уже непонятно. Особенно криво выглядят корпоративные продажи ноутбуков. Как бы дистрибьютор не старался получить хорошие цены под заказ партнера — эти цены почти всегда будут хуже, чем в рознице. И партнер выглядит в глазах корпоративного заказчика каким-то барыгой, — заявил руководитель направления мобильных решений OCS Distribution Сергей Синицын. — Кризис в ноутбучном сегменте развивается на фоне общей негативной ситуации в экономике, с этим нельзя не считаться. Что же касается рынка десктопов, то он выглядит намного лучше, и прежде всего за счет спокойного развития корпоративного сегмента. Да, рост тут не очень большой, но тем не менее он есть, и в этом сегменте не наблюдается тех язв, что разъедают рынок ноутбуков”.

Уменьшение продаж настольных ПК идет давно. Как в мире, так и в России. В этом нет ничего страшного и удивительного. Существенное проседание продаж мобильных ПК можно объяснить стремительным ростом популярности планшетов. Но ведь по итогам Q1/2013 заметно упали и другие сегменты российского ИТ-рынка. К примеру, эксперты ITResearch отмечают 25%-ное падение (в штуках) российского рынка ИБП. Чем оно вызвано — только ли падением рынка десктопов?