Все началось двадцать лет назад: именно тогда была создана компания “Софтлайн”, которая стала осваивать совершенно новый для России рынок — рынок продажи лицензионного ПО (с 1 января 1993 г. вступил в действие российский закон “О правовой охране программ для ЭВМ и базы данных”, впервые создавший юридическую основу для продаж “нематериальных лицензий” как таковых). В те годы в ее штате было всего пять сотрудников, а сама фирма специализировалась на продаже зарубежного “научно-расчетного” ПО, которое в те времена пользовалось заметным спросом в тогда еще довольно емкой среде отечественных НИИ и КБ. Первый год работы закончился с результатом продаж в 10 тыс. долл., что дало основателям предприятия оптимизм для продолжения работы в том же направлении. По итогам последнего финансового года совокупный оборот группы Softline, в штате которой сегодня трудится 2200 сотрудников, составил 805 млн. долл.

Рассказывая о развитии группы Softline, ее бессменный руководитель и председатель совета директоров Игорь Боровиков отметил, что, несмотря на солидные размеры бизнеса, компания сохраняет высокую динамику развития. Так, на протяжении последних десяти лет ежегодные темпы ее роста были в среднем на уровне 55% в год, в прошлом году был зафиксирован рост на 34% (в долларовом исчислении). В стратегических планах компании — рост бизнеса на 40% ежегодно в течение ближайших трех лет, до отметки в 2,1 млрд. долл. в 2015 г., при этом доля продаж ИТ-услуг должна увеличиться на 25%. При этом рост должен обеспечиваться по интенсивной модели развития при не очень значительном увеличении числа сотрудников (до 2800 человек) за счет повышения выработки на человека (с 365 до 700 тыс. долл. в период с 2012-го по 2015 гг.).

Основу бизнеса Softline по-прежнему составляют продажи ПО, причем конечным потребителям (особое внимание уделяется работе на корпоративном рынке), хотя в составе группы имеется и дистрибьюторское направление. Ключевым вендором еще с середины 1990-х является Microsoft — на ее долю приходится половина продаж ПО, что, по мнению Softline, отражает ситуацию на софтверном рынке России в целом. В 2012 г. в топ-десятку вендоров компании по обороту продаж вошли Microsoft, Autodesk, Oracle, “Лаборатория Касперского”, VMware, Symantec, Citrix, Adobe, IBM и ABBYY, а самый большой рост, на 160% и более, показали Positive Technologies, Google и Cisco. Активно развивается направление электронной дистрибуции: работают два интернет-магазина (для частных лиц и для корпоративных клиентов). Их оборот в 2012 г. вырос в два раза, около 95% заказов составляют сейчас электронные лицензии на ПО.

В то же время Softline быстро расширяет спектр своих предложений на рынке, в том числе создавая тиражные программные продукты, занимаясь системной интеграций, обучением ИТ-специалистов, а также сопровождением ИТ-систем заказчика. Последние три года быстро развивается направление предоставления облачных прикладных сервисов зарубежных и российских разработчиков. Недавно компания начала также заниматься поставками оборудования в рамках реализуемых ею комплексных проектов. Тем не менее сейчас структура бизнеса с точки зрения объемов продаж выглядит так: 80% — продажи лицензионных программных продуктов, 15% — разного рода ИТ-услуги, 5% — облачные сервисы. В прошедшем году по этим направлениям темпы роста составили соответственно 30, 150 и 100%.

Softline также активно расширяет географию своего присутствия. Первые офисы компании вне Москвы (в Нижнем Новгороде, Хабаровске, Минске и Киеве) были открыты в 2002 г. (компания тогда перешагнула рубеж продаж в 10 млн. долл.), в 2008 г. она вышла на рынки дальнего зарубежья. В настоящее время компания имеет представительства в 68 городах 25 стран, в прошлом году были открыты офисы в Чили, Камбодже и Коста-Рике, рост бизнеса в СНГ составил 127%, в других странах — 700%. Подавляющую долю продаж за рубежом составляют поставки ПО (в дальнем зарубежье — пока почти исключительно Microsoft), но в СНГ быстро растет также доля услуг и облачных сервисов. В целом сейчас доля зарубежного бизнеса компании около 15%, но Игорь Боровиков высказал уверенность довести ее в 2015 г. до 30—40%. Уже в нынешнем году планируется открыть представительства в ЮАР, Мексике и Эквадоре, затем, возможно, начнется работа на рынке Северной Америки. По плану развития, в 2015 г. ее отделения должны быть в 79 городах 38 стран.

В 2008-м компания создала собственный венчурный фонд Softline Venture Partners, который, согласно Venture Business News, по итогам года вошел в пятерку наиболее активных инвесторов на российском рынке венчурного капитала. В 2012 г. фонд пополнился рядом новых проектов: Smart Start, Apps4All, IT-man, “Контекстный брокер”, Eхреrt Patent. Еще несколько лет назад в рамках департамента разработки Softline было запущено направление разработки мобильных и десктопных приложений. В настоящий момент офисы подразделения работают в шести городах России: Таганроге, Оренбурге, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Москве; в его штате 150 специалистов.