Новый партнер компании “Электронные офисные системы” (ЭОС) в Украине компания GSA (Global Software Assistance) начала активную маркетинговую программу, сделав ставку на систему ЕСМ-класса EOS for SharePoint. Другие украинские партнеры ЭОС по большей части специализируются на внедрении СЭД “ДЕЛО”, поэтому такая диверсификация вендорского продуктового портфолио будет лишь полезна рынку. О его специфике, первых впечатлениях работы с ЭОС и о планах по внедрению системы рассказывает директор GSA Валерий Киселев.

Биографическая справка

Валерий Киселев родился 25 сентября 1973 г. в поселке городского типа Полесское Киевской области (впоследствии Чернобыльская катастрофа стерла с карты этот населенный пункт). Закончил факультет аэрокосмических систем Киевского политехнического института по специальности “инженер-метролог”. В 1996 г. стал работать в информационно-аналитическом управлении Таможенной службы Украины, где и познакомился с Lotus Notes 3.0, на долгое время определившим его род деятельности. Поскольку там продукт IBM не прижился, с 1997 г. перешел на работу в компанию “Виадук-Телеком”, где прошел путь от разработчика информационных систем до менеджера проектов. С мая 2007-го по январь 2009-го работал в украинском филиале российской софтверной компании “Аплана”. С марта 2009-го по ноябрь 2012-го управлял компанией “Джи2Эй Софт Украина”. В настоящее время возглавляет компанию GSA (Global Software Assistance). Женат, воспитывает дочь. В свободное время любит делиться краткими записями своих мыслей с окружающими.

Валерий, добрый день! Расскажите для начала о специфике украинского рынка.

Действительно, она существует и заключается в большом историческом наследии платформы IBM Lotus. Начиная с 2000-х гг. системы электронного документооборота на ее основе внедряли у себя очень многие компании. По нашим оценкам, платформа доминировала, на ее долю приходилось около 45% всех подобных проектов (решения российских компаний InterTrast и “БОСС-Референт”, ряд других отечественных систем; были и “самописные” решения). И хотя сильной стороной платформы IBM Lotus до сих пор остается ее надежность, несмотря на то, что сама система устарела, IBM отнеслась к ней, мягко скажем, не очень тепло, фактически перестав развивать. В результате в последнее время существующие заказчики/пользователи таких решений стали активно отказываться от этой платформы.

Чем характеризуется украинский рынок систем электронного документооборота сегодня?

Прежде всего, как я уже сказал, IBM Lotus постепенно заменяется, и чаще всего платформой Microsoft SharePoint. При этом во многих компаниях возникла необходимость отказаться от одной из платформ, то есть не разделять по разным платформам документооборот, корпоративный портал и другие информационные ресурсы. Поэтому сегодня компании все чаще приходят к мысли, что им лучше унифицировать и перебазировать все системы, в том числе и электронный документооборот (ЭДО) на платформу SharePoint. К этому компании идут разными путями: одни пытаются написать что-то сами, другие же считают, что платформа сама по себе уже имеет достаточно встроенных функций по электронному документообороту (хотя это далеко не так) и можно уже ничего больше не делать, а только ее соответствующим образом настроить.

П очему “чистая” платформа Microsoft SharePoint не подходит для полноценной работы с ЭДО?

Платформа позволяет автоматизировать многие бизнес-процессы организации, поскольку обладает базовой функциональностью и для автоматизации документооборота (порталы, настраиваемые политики и правила управления документами, управление процессами, единый поиск и т. д.). Тем не менее SharePoint без дополнительных надстроек не является полнофункциональной системой электронного документооборота, здесь нет, к примеру, автоматического согласования и утверждения документов, гибких средств настройки маршрутов workflow, контроля исполнительской дисциплины, работы с потоковыми сканерами, ЭЦП и т. д. Соответственно всё это, а также много другого функционала реализовано в “надстройке” EOS for SharePoint — портальной СЭД компании ЭОС на платформе Microsoft. Поэтому примерно год-полтора назад потенциальные заказчики стали осознавать, что лучше купить готовый продукт и не мучиться с написанием какой-то своей программы. В связи с этим, чтобы упростить таким компаниям жизнь, возникло предложение услуги по миграции с IBM Lotus на Microsoft SharePoint, в том числе с “лотусовых” СЭД на систему EOS for SharePoint.

Скажите, услуга миграции с Lotus-систем осуществима только на EOS for SharePoint или возможна также на продукты других вендоров?

Да, миграция данных возможна при переходе на любой продукт на базе SharePoint. И сегодня именно под эту услугу мы выделяем специалистов, которые могут технически осуществить переход с IBM Lotus на Microsoft SharePoint за наименьшее время и без потери данных. Для этого есть три основных способа (в рамках этого интервью их описывать нет смысла), но, в принципе, данная услуга на украинском рынке является уникальной. А мы соответственно является единственной компанией в Украине, которая ее активно сейчас развивает, остальные пока молчат.

Валерий, будьте добры, расскажите, как и когда вы стали партнерами ЭОС, что вас привлекло?

Партнерами компании “Электронные офисные системы” мы стали в 2012 г., насколько я помню, в июле. Вообще, в области систем электронного документооборота мы работаем с 2009-го, мы знаем все особенности развития СЭД в Украине, а также то, как такие системы внедряются и функционируют в крупных украинских компаниях. Соответственно все наши специалисты, в том числе и аналитики, уже “заточены” под СЭД (общая численность персонала GSA по всем направлениям работы составляет около 60 человек). Поэтому в связи с тем, что в недалеком прошлом нашим основным продуктом была СЭД на IBM Lotus, от которой клиенты стали просто отказываться, нам нужен был новый современный и амбициозный продукт. И чтобы такое решение не только смогло хорошо встроиться и развиваться на украинском рынке, но и органично вписаться в схему нашей системы работы с клиентами. Не знаю, как так получилось, но первой компанией со своим собственным продуктом на SharePoint, которую мы нашли, оказалась именно ЭОС. Мы провели анализ, съездили в Москву и пообщались с ее руководством, и как результат — подписанное партнерское соглашение.

Каковы ваши ощущения от первого года работы с ЭОС?

Ощущения хорошие, несмотря на то, что до начала 2013 г. EOS for SharePoint на украинском рынке мы активно не продвигали, хотя у нас уже был целый ряд потенциальных клиентов, желающих перейти с Lotus-систем на решения на базе SharePoint. Много времени с начала партнерства ушло на пресейл, подготовку и прочее. При этом на первых двух проектах мы “набили шишки”, научившись не просто работе с системой, но и тому, как нужно предлагать заказчикам, что и как показывать. В итоге лишь с начала нынешнего года мы приступили к активному и планомерному продвижению системы EOS for SharePoint на украинском рынке. Естественно, у нас составлен маркетинговый план, мы четко прописали все каналы продвижения системы. Что нам понравилось в компании ЭОС — так это очень толковый и отзывчивый отдел маркетинга. Когда мы пришли к ним с предложением по активизации продвижения системы на украинском рынке с четким календарным планом работ, они сразу же дали нам несколько ценных рекомендаций по его доводке. В результате мы “причесали” этот план и сейчас уже внедряем в жизнь — наша рекламная кампания по EOS for SharePoint в Украине активно идет с середины марта.

Каковы наиболее приоритетные области для внедрения EOS for SharePoint в Украине?

В настоящие время мы продолжаем совместный с представительством Microsoft процесс сегментации рынка Украины. Но уже сегодня можно говорить, что наиболее активными будут заказчики из банковской сферы, инвестиционные холдинги и крупные агрохолдинги. Я имею в виду не отдельные предприятия, а именно крупные распределенные структуры.

На презентации вы упомянули о ко-маркетинге с ЭОС. Расскажите о нем подробнее?

Наш совместный маркетинг с ЭОС подразумевает среди прочего участие в обзорах по украинскому рынку. К примеру, сейчас готовится обзор по крупным аграрным предприятиям и холдингам о том, как у них происходит автоматизация управленческого процесса. То есть журналисты запрашивают, с одной стороны, у директоров по маркетингу информацию о типе используемой системы, как она работает, есть ли проблемы и какие, а также какие качества хотелось бы увидеть в будущем. С другой стороны, запрашивается информация у разработчиков о том, что они могут сделать для данного рынка.

Вы заинтересовались еще одним продуктом ЭОС ЕСМ-класса — EdocLib. Будьте добры, расскажите о причинах? Не перекрывает ли он EOS for SharePoint по потенциальным клиентам?

Я думаю, что нет. Ведь EdocLib предназначен для малых компаний, в то время как EOS for SharePoint — для предприятий покрупнее. Поэтому мы их абсолютно не смешиваем и позиционируем отдельно. EOS for SharePoint предлагается компаниям с численностью сотрудников не менее 100 человек, а для EdocLib это уже верхний предел. Да, говоря об этом решении, стоит упомянуть, что в настоящее время им уже заинтересовалась одна из украинских партий, несмотря на то, что EdocLib в отличие от EOS for SharePoint еще не локализован. Вообще это действительно еще одна характерная особенность местного рынка СЭД — в госсекторе используются лишь решения на украинском языке.

И последний к вам вопрос: чего вы ожидаете от выхода новой версии EOS for SharePoint 3.5?

Наверное, некого “дизайнерского чуда”, “вкусного” интерфейса и “приятного на ощупь” серфинга страниц системы, в общем того, что подсознательно заставляет пользователя/покупателя тянуться к предлагаемому решению.

Валерий, большое спасибо, удачи в бизнесе!

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “ЭОС”