Virtually Unlimited — под таким лозунгом прошла очередная российская конференция VMware Forum '2013, и этот слоган, двойственный в своем понимании (формальный перевод — “практически неограниченный”, но при этом тут явно присутствует и “виртуализация”), кажется, должен был отразить главную мысль компании-организатора: именно технологии виртуализации остаются фундаментом развития современных корпоративных ИТ и основой бизнеса компании VMware. Эту же мысль четко высказал вице-президент по маркетингу VMware в регионе EMEA Эли Канаан, отметивший, что именно достижения в области виртуализации позволили ИТ-отрасли в конце прошлого десятилетия поставить вопрос о переходе на качественно новый — облачный — этап развития, который сама VMware характеризует также термином ITaaS (ИТ как сервис). И сегодня, опираясь на созданный ею виртуализационный базис и реализуя идею “доставки инфраструктуры через облачные сервисы на все устройства”, компания фокусирует свою деятельность на трех стратегических направлениях: программно-конфигурируемые дата-центры (SDDC), гибридные облака и переход от ПК к мобильным устройствам.

Сформулированная еще в прошлом году концепция SDDC является логическим развитием идеи виртуализации серверов, но только теперь речь идет о создании качественно нового изолирующего слоя между ПО и аппаратными средствами на уровне не отдельного компьютера, а вычислительной инфраструктуры в целом. По оценкам VMware, в видимой перспективе рынок SDDC-средств будет расти на 20% ежегодно — до величины в 28 млрд. долл. в 2016-м.

Еще быстрее будет расширяться сегмент гибридных облачных услуг, которые нацелены на объединение возможностей публичных и частных облаков: здесь прогнозируется ежегодный рост в 30%, до отметки 14 млрд. долл. через три года. В этом контексте Эли Канаан сообщил о предстоящем запуске компанией своего первого публичного облачного IaaS-сервиса VMware vCloud Hybrid Service , доступность которого в Европе ожидается в 2014 г..

И наконец, третье направление — виртуализация рабочих мест и связанная с нею тенденция перехода от использования в ПК в качестве клиентских мест к применению широкого спектра мобильных устройств (EUC, End-User Computing). Оно также будет динамично расти в масштабах всей отрасли на 20% в год до 8 млрд. долл. в 2016-м. Правда, тут Эли Канаан сделал очень интересное замечание, которое можно было понять как корректировку в официально высказанный еще несколько лет назад руководством VMware тезис о наступлении эры “пост-ПК”: “Не нужно понимать этот термин слишком прямолинейно, как уход ПК с рынка. Речь конечно же идет лишь о том, что ПК перестают быть монополистом, обеспечивающим доступ пользователей к ИТ-ресурсам. Сейчас формируется новая клиентская среда с быстро расширяющимся участием смартфонов и планшетов, в которой, однако, и ПК по-прежнему будут занимать свое достойное место”.

Хотя сегмент EUC вроде бы отстает по объему от других виртуализационных ИТ-направлений, именно в нем сегодня находится один из главных драйверов развития ИТ-рынка в целом. Как раз тут происходят настоящие революционные процессы, когда сотрудники предприятий в явочном порядке, порой в нарушение установленных корпоративных правил, начинают использовать на работе уже привычные для них собственные смартфоны и планшеты. Для обозначения такой категории пользователей на ИТ-рынке даже появился соответствующий термин — “мобильные повстанцы”, а для применяемых в компаниях в обход ИТ-подразделений облачных ресурсов — “скрытые облака”. Эли Канаан выразил уверенность, что никакие чисто запретительные действия не смогут помешать этому естественному движению пользователей в облачно-мобильное будущее, и, напомнив известную истину: “Если процесс нельзя ликвидировать, то его нужно возглавить”, — призвал ИТ-специалистов встать во главе реализации современных ИТ-тенденций, понимая при этом роль виртуализации: “Только средства виртуализации смогут решить возникающие проблемы с управляемостью корпоративных ИТ в условиях расширяющейся мобильности и быстро растущего спектра применяемых клиентских устройств”.

Подводя итог своего анализа развития мирового облачно-виртуализационнного рынка, руководитель европейского маркетинга VMware оценил возможность роста его суммарного объема до 50 млрд. долл. к 2016 г., с ежегодным ростом более чем на 20%. Доля, на которую претендует на нем сама VMware, не уточнялась, но ясно было дано понять, что она собирается занимать тут лидирующие позиции.

Глобальные планы действий VMware подкрепляются соответствующими действиями “на местах”. Глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко, рассказывая об уже проделанной работе и планах на будущее, подчеркнул, что развитие бизнеса компании в нашей стране пойдёт одновременно в трех направлениях: охват новых категорий заказчиков, представление более широкого спектра продукции и расширение регионального присутствия. Если до сих пор основной фокусной аудиторией VMware в России были крупные (скорее даже очень крупные) компании, то теперь в поле пристального внимания вендора войдут также предприятия среднего бизнеса. В продуктовом плане по направлению SDDC будет продвигаться не только хорошо известная в нашей стране платформа vSphere, но весь пакет vCloud Suite в полном составе, а в сфере EUC — новый набор Horizon Suite, включающий и решение View. О планах относительно VMware vCloud Hybrid Service можно будет говорить только в следующем году.

Предполагается расширение штата российского отделения VMware c 32 сотрудников в 2012 г. до 57 в нынешнем. При этом расширение кадрового состава будет сопровождаться принципиальными структурными изменениями. Так, уже сейчас созданы отдельный департамент по работе с партнерами и новый департамент General Business, который будет ориентироваться на работу с новыми категориями заказчиков, в том числе из сегмента среднего бизнеса. В ближайших планах — открытие представительств в Екатеринбурге, Казани, Новосибирске и других регионах страны.