Не вызывает сомнений, что к созданию того технологического спрута, коим на сегодняшний день является Samsung, в немалой степени приложил усилия и основатель системы Android — Google. Рост южнокорейской компании вызывает опасения не то что отдельных производителей, но даже целой индустрии. По слухам, множество тайваньских компаний, где собирается подавляющее количество электроники для глобального рынка, видят со стороны Samsung угрозу своему бизнесу.

Причиной данного обстоятельства называется то, что промышленный гигант конкурирует с этими компаниями буквально во всех рыночных сегментах: на его мощностях собираются процессоры для мобильных гаджетов, имеются подразделения, производящие дисплеи, карточки памяти и твердотельные накопители, микросхемы, полупроводники, дисплеи, планшеты, ноутбуки, бытовая электроника. Но, пожалуй, главным источником дохода южнокорейской компании стали смартфоны. По итогам I квартала подразделение, выпускающее мобильные телефоны, принесло Samsung 74% операционной прибыли, в то время как потребительская электроника и производство компонентов обеспечили оставшуюся часть показателя. Для сравнения: три года назад сегмент мобильных телефонов принес компании лишь 25% прибыли.

Reuters подсчитала, что в IV квартале 2012 г. компания вышла на такой уровень продаж, что ежеминутно реализует по всему миру примерно пятьсот своих устройств. По данным гонконгской исследовательской компании Counterpoint Research, южнокорейский вендор сумел затмить все остальные смартфонные бренды в Великобритании, Франции и России, но при этом планомерно наращивает своё присутствие и в других регионах — в странах Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока. Один из немногих регионов, где его доминирование не так очевидно, — США.

Флагманский Android-смартфон Samsung Galaxy S4 стал самым быстропродаваемым смартфоном Samsung: за первые пять дней было продано 4 млн. аппаратов. По подсчетам Strategy Analytics, южнокорейский вендор завладел по итогам I квартала 43% операционной прибыли всей индустрии смартфонов — его выручка от продаж Android-смартфонов оценивается в 5,3 млрд. долл. Среди основных причин аналитики указывают налаженную цепочку поставок, широкий ассортимент привлекательных для потребителя продуктов и продуманную маркетинговую политику. Но важно даже не это, а то, что достиг таких вершин индустриальный гигант при помощи системы Google. Эксперты из Strategy Analytics констатируют: в I квартале Samsung захватила 95% доходов Android-рынка.

Устраивает ли такое положение вещей Google? Ответ подразумевается однозначный: нет. Кстати, вызывает некоторую мысленную сумятицу тактический дисбаланс суждений топ-менеджмента Google: на недавней конференции AllThingsD глава подразделения Google Chrome/ChromeOS Сандар Пичаи рассыпался в комплиментах в адрес Samsung, заявив что Google не просто не опасается его гегемонии, но “тесно сотрудничает с Samsung, и все успехи корейской компании — благо для Android”.

Совсем иной уровень политкорректности продемонстрировал на той же конференции другой топ-менеджер Google — руководитель Motorola Mobility Деннис Вудсайд. Он отметил, что с течением времени все технологии становятся более доступными, и добавил: “Одна из областей, которую мы считаем открытой для Motorola, — это создание высококачественных дешёвых устройств… Цена смартфона без контракта в 650 долл.? Этого не будет”.

Даже если Google начнет выпускать дешёвые смартфоны, то конкуренцию никто ведь не отменял, и вряд ли Samsung от этого станет легче. Особенно ей не станет легче от того, что не может быть дешёвым гаджет, ранее известный под кодовым названием X Phone, а недавно официально представленный под именем Moto X . О цене устройства Google умолчала, но его характеристики намекают на значительную стоимость. Судите сами: Moto X будет комплектоваться полным набором датчиков, включая гироскоп и акселерометр. Они будут постоянно включены, поэтому позволят определять местонахождение смартфона и предугадывать дальнейшие действия пользователя. Помимо этого смартфон получит сверхпрочный корпус, два процессора… А если гаджет не дешёвый — разве он не будет конкурировать с “хлебоприносящим” для Samsung смартфоном Galaxy S4?

Как сообщил Вудсайд, большая часть премиальных смартфонов продается с маржой в 50% и выше, однако у MotoX будет иная стратегия продаж, что в итоге повлияет и на других производителей смартфонов, которым придётся существенно опустить цены на свои решения. Интересно, что по этому поводу думает Samsung? А ведь Google может продавать Moto X вообще без прибыли, которую он вполне способен компенсировать с помощью своих служб, чего не может позволить себе Samsung.

Более того, в США в последнее время набирает обороты патриотическая тема, на волне которой американские компании готовятся, а некоторые уже и переносят производства из Китая и Тайваня обратно в Штаты. Этому тренду следует и Google: сборка Moto X уже началась на заводе Fort Worth в штате Техас, благодаря чему Motorola обеспечила работой около 2 тыс. американцев. А что, вполне патриотично и добавляет гаджету розничных плюсов. Вот и Мэтт Бернс из TechCrunch говорит: “Сделано в США? Да это готовая маркетинговая кампания”.

Что характерно, ведь Motorola, бренд, греющий сердца многих фанов по всему миру, может и вернуться, как вернулась когда-то Apple, и поставить на место заигрывающего с Tizen конкурента, к тому же своим тотальным доминированием отпугивающего от Android-рынка других производителей, таких важных для экосистемы Google и приносящих прибыль. А ведь у Google есть и иные причины опасаться Samsung. Например, The Wall Street Journal отмечает, что между Samsung и Google обострились отношения ввиду того, что первая может посягнуть на рекламный бизнес второй. Более того, руководство поисковика не исключает и того, что ведущий производитель смартфонов на Android рано или поздно может вознамериться диктовать ему свои условия.

Интересно ещё вот что. Если перенестись в плоскость доходов, то для Google открывается довольно огорчительная картина. По сведениям аналитика из Asymco Горацио Дедью, на продаже одних только мобильных телефонов и смартфонов, то есть с помощью Android, Samsung зарабатывает больше, чем вся Google. Поэтому заверения поискового гиганта о том, что, дескать, Motorola Mobility была приобретена с целью защиты Android от нападок конкурентов или что это подразделение настолько сурово, что практически не контролируется Google, — всё это отговорки. Ладно, может, раньше таковы и были настоящие причины приобретения Motorola, но теперь истинная причина данного действия Google только одна — подавить влияние Samsung.