Одним из главных условий стабильной работы приложений, используемых компаниями для поддержки основной деятельности и развития бизнеса (независимо от их отраслевой принадлежности и масштаба), является надежность ИТ-инфраструктуры. Сегодня современная ИТ-инфраструктура — это сложный комплекс систем, состоящий из серверов, сетевых и клиентских устройств, программного обеспечения от различных производителей, функционирующего на разных платформах, сетевых служб, средств информационной безопасности, инструментов резервного копирования и хранения данных и т. д. Всем этим нужно эффективно управлять. В понятие управление ИТ-инфраструктурой входит широкий спектр задач, в числе которых -- инвентаризация аппаратных устройств и программных активов, резервное копирование, управление безопасностью, предоставление портала самообслуживания и др. Все эти задачи успешно решаются с помощью ПО Microsoft System Center 2012, уникальная особенность которого состоит, с одной стороны, в возможности управления физической, виртуализированной и облачной (включая все типы облаков — частные, общедоступные и гибридные) средами, а с другой — в поддержке управления различными платформами.

Концептуальное обновление

С выходом версии 2012 произошли значительные изменения в позиционировании и лицензировании ПО System Center. Теперь это комплексная платформа для решения всего спектра задач по управлению ИТ-инфраструктурой, приложениями и сервисами, эффективно функционирующая не только в среде Microsoft, но и в гетерогенных средах, построенных с применением платформ Unix, а также различных технологий виртуализации — Windows Server Hyper-V, VMware vSphere, Citrix XenServer.

Всё это облегчает предприятиям построение на базе их ЦОДов частных облаков для предоставления пользователям услуг “ИТ как сервис” при сохранении полного контроля над ИТ-активами. А при необходимости они могут расширить пул доступных ресурсов, позаимствовав их из общедоступного облака Windows Azure и перейдя таким образом к использованию гибридного облака. В этом случае System Center позволит централизованно управлять гибридной инфраструктурой.

Состав платформы

Microsoft System Center 2012 представляет собой комплекс из восьми базовых программных модулей:

  • System Center Operations Manager позволяет решать задачи, связанные с мониторингом всей ИТ-инфраструктуры (включая ЦОД, частное и общедоступное облако), и обеспечивать прогнозируемую производительность и доступность приложений;
  • System Center Configuration Manager служит для развертывания и настройки ПО, организации и контроля работы пользователей с мобильными, физическими и виртуальными средами с различных клиентских устройств на любых платформах;
  • System Center Data Protection Manager обеспечивает резервное копирование и восстановление данных на дисках и ленте для серверов SQL Server, Exchange Server, SharePoint, виртуальных и файловых серверов, а также поддерживает ПК с Windows;
  • System Center 2012 Endpoint Protection Manager позволяет консолидировать средства защиты ПК и управления ими в единое решение;
  • System Center Virtual Machine Manager предназначен для управления виртуальными машинами (их создания, миграции и удаления), а также для развертывания ИТ-сервисов в средах на базе различных гипервизоров, в том числе на платформах VMWare, Citrix;
  • System Center Orchestrator дает возможность автоматизировать рутинные процессы и операции, связанные с управлением ИТ-инфраструктурой. Встроенные шаблоны рабочих процессов значительно упрощают эту задачу;
  • System Center Application Controller — компонент, реализованный в виде веб-консоли, которая обеспечивает единообразный подход к управлению ресурсами частного и общедоступного облака и позволяет владельцам приложений или служб самостоятельно развертывать новые экземпляры требуемой службы или приложения;
  • System Center Service Manager предоставляет встроенные процессы для организации на предприятиях службы Service desk, для управления запросами на обслуживание и инцидентами, а также служит для управления изменениями и жизненным циклом ИТ-ресурсов. Это позволяет гибко управлять услугами для пользователей и повысить прозрачность работы ИТ-отдела с точки зрения бизнеса, ускорить время реагирования на запросы пользователей, сократить время разрешения инцидентов и устранения возникающих проблем.

Варианты использования

Благодаря широте функциональных возможностей ПО Microsoft System Center 2012 его можно использовать для решения самых разнообразных ИТ-задач, связанных с управлением ИТ-инфраструктурой и ИТ-услугами.

Управление ИТ-инфраструктурой. System Center 2012 позволяет выполнять проактивный мониторинг всех серверов, сетевого оборудования и виртуальной среды, проводить инвентаризацию и конфигурирование всех устройств, осуществлять резервное копирование данных и антивирусную защиту, предоставлять услуги Service Desk, автоматизировать обслуживание баз данных и других компонентов ИТ-инфраструкуры и, наконец, управлять частным, общедоступным и гибридным облаками. Другими словами, система решает все задачи управления ИТ-инфраструктурой современного предприятия.

Мониторинг приложений и ИТ-инфраструктуры. С помощью System Center 2012 предприятия могут обеспечить предсказуемый уровень производительности приложений и получать больше информации об их использовании. Для этого задействуются технологии проактивного мониторинга. Это значит, что благодаря System Center 2012 ИТ-администратор может прогнозировать вероятные сбои в работе приложений и ИТ-систем и своевременно принимать меры для их предотвращения. Такой текущий мониторинг выполняется на основе анализа системных журналов, по результатам которого необходимые меры принимаются либо в автоматическом режиме, либо с помощью ИТ-администратора.

Автоматизация предоставления ИТ-услуг. Все чаще перед современными ИТ -директорами встают задачи экономии средств в рамках ИТ-бюджетов, обеспечения прозрачности предоставления ИТ-услуг и повышения их качества для уменьшения времени вывода на рынок продуктов и сервисов. Одним из факторов, влияющих на решение этих задач, является переход к модели потребления ИТ в виде услуги, что обуславливает необходимость в инструментах, позволяющих организовать работу сервис-провайдера (это может быть собственное ИТ-подразделение или внешняя компания) и потребителя таких услуг в режиме Оn Demand. Такие инструменты предоставляет Service Manager. С их помощью можно обеспечить выделение пользователю необходимых ему ресурсов в автоматическом режиме после оформления им соответствующей заявки.

Важной особенностью модели “ИТ как услуга” является то, что между заказчиком в лице потребителя услуг и провайдером возникают товарно-денежные отношения. Сервис-провайдер должен знать, какой объем ИТ-услуг был потреблен, скажем, за месяц для выставления счета заказчику. System Center 2012 обеспечивает полную прозрачность расчетов, так как включает средства для оценки объема потребления услуг.

Не менее важную роль System Center 2012 может сыграть и в обеспечении контроля за соблюдением соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), являющемся необходимым и обязательным элементом управления отношениями между заказчиком и поставщиком ИТ-услуг.

Облачный функционал

System Center 2012 помогает организовать ИТ-активы предприятия (сети, хранилища данных, вычислительные мощности) в виде частного облака, которое можно интегрировать с общедоступными облачными службами. Полученным в результате гибридным облаком можно управлять из единой панели. Таким образом, система представляет собой решение для всех трех облачных сред — локальных, общедоступных и гибридных.

Услуги общедоступного облака можно разделить на три типа — “ПО как услуга” (Software as а Service, SaaS), “инфраструктура как услуга” (Infrastructure as a Service, IaaS) и “платформа как услуга” (Platform as a service, PaaS), которые позволяют использовать в виде сервиса приложения, инфраструктуру и платформу соответственно. В России сейчас доступны все три модели.

16 апреля 2013 г. состоялся запуск в промышленную эксплуатацию модели IaaS на платформе Windows Azure. Как ее можно использовать при работе с локальной ИТ-инфраструктурой? Например, предприятию для выполнения какого-то проекта потребовались дополнительные вычислительные мощности, включающие некоторое количество рабочих мест, определенный объем дискового пространства, несколько виртуальных машин и т. д. ИТ-администратор понимает, что для дополнения его текущей инфраструктуры такими ресурсами потребуется много затрат как на обновление аппаратной части, так и для настройки. Теперь он может реализовать это в гораздо более сжатые сроки, используя ресурсы публичного облака Windows Azure с помощью Application Controller.

В результате ИТ-администратор создает гибридную облачную среду. При этом он видит вычислительные ресурсы из общедоступного облака не отдельно на какой-то специальной панели управления, а управляет всей гибридной инфраструктурой из единой консоли, и ему совершенно неважно, какие ресурсы где располагаются. Уже сейчас в России реализуется ряд пилотных проектов, позволяющих заказчикам оценить возможности работы в таком гибридном режиме.

Внедрение и лицензирование

Сегодня System Center 2012 — это платформа, состоящая из нескольких программных продуктов с большим количеством функциональных возможностей, для эффективного использования которых необходим проектный подход к их внедрению и развертыванию, предполагающий предварительное уточнение запросов и потребностей заказчика, формулирование технического задания, развертывание нужного функционала и его настройку.

С выходом версии 2012 правила лицензирования System Center изменились. Если раньше каждый компонент покупался отдельно и требовал отдельной лицензии, то сейчас приобретается одна лицензия на все восемь компонентов, которая позволяет заказчику получить полный набор продуктов для управления ИТ-инфраструктурой.

Такая модель лицензирования отражает комплексный подход Microsoft к управлению ИТ-инфраструктурой. Упростились и варианты лицензий для серверных ОС. Теперь их всего две: Standard, которая включает права управления двумя виртуальными машинами или физической средой (подходит для инфраструктур без виртуализации или с низкой плотностью размещения виртуальных машин), и Datacenter для управления неограниченным количеством виртуальных машин (подходит для виртуальных сред и частных облаков с высокой плотностью виртуализации). Обе лицензии охватывают все продукты System Center и рассчитаны на два физических процессора.

Помимо серверов и сетевого оборудования в ИТ-инфраструктуре есть огромный парк клиентских устройств, которыми тоже нужно управлять. Для этого предназначены клиентские лицензии, предлагаемые в зависимости от решаемой задачи в трех вариантах: Configuration Manager, Endpoint Protection и Client Management Suite.

Таким образом, System Center 2012 — это комплексная платформа, которая облегчает управление всей ИТ-средой, включая и серверную инфраструктуру, и клиентские устройства.

СПЕЦПРОЕКТ