После нескольких лет бурного роста рынок средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) снизил темпы развития, отмечает аналитическая компания Gartner. Если в 2011-м он увеличился на 17%, то в 2012-м — на 6,8% и достиг 12,3 млрд. долл.

По мнению аналитиков, основная причина замедления — сложности мировой экономики, из-за которых компании сокращали расходы на покупку нового ПО и поддержку имеющегося. Кроме того, негативное влияние на рынок оказала путаница в терминах “аналитика”, Big Data и BI, которая затрудняет заказчикам выбор инструментов, наиболее полезных для бизнеса.

Однако Gartner отмечает и положительные тенденции. Росту рынка способствовало превращение средств поиска структурированных и неструктурированных данных (Data Discovery) в массовый продукт и рост популярности облачного сервиса SaaS для гранулированной аналитики, хотя на долю облаков пока еще приходится небольшая доля продаж BI. Аналитики также указали еще на одну важную тенденцию: решение о затратах на BI все чаще принимаются не ИТ-специалистами, а сотрудниками бизнес-подразделений, которые хотят найти аналитические приложения и инструменты для сбора данных, удовлетворяющие их конкретные запросы. Однако в Gartner полагают, что в прошлом году этот тренд не оказал особого влияния на динамику рынка BI.

Несмотря на замедление темпа роста рынка, все члены пятерки лидеров, на которую приходится порядка 70% продаж, сохранили свои позиции, только IBM обошла SAS и оказалась на третьем месте. Занимающая 22% рынка компания SAP лидирует с большим отрывом, однако сильно снизила темп роста. А последний член пятерки Microsoft, наоборот, продемонстрировала самую высокую динамику.

C географической точки зрения наиболее вялый рост наблюдался в Западной Европе и Латинской Америки из-за сложностей в макроэкономике и неблагоприятного валютного курса. А в Евразии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, напротив, был подъем на более чем 10%.

Распределение рынка BI в 2012 г.
Компания 2012 Доход в 2011 г. млн. долл. Рост в 2011—2012 гг.,%
доход, млн. долл. доля,%
SAP 2902,5 22,1 2884,0 0,6
Oracle 1952,1 14,9 1913,5 2,0
IBM 1625,6 12,4 1478,8 9,9
SAS 1599,7 12,2 1542,9 3,7
Microsoft 1189,3 9,1 1059,9 12,2
Другие 3861,9 29,3 3416,0 13,0
Всего 13 131,1 100,0 12 295,1 6,8

Примечание: SAP отчитывается в евро, и неблагоприятный валютный курс сказался на росте продаж в долларах.

Источник: Gartner.