Крупнейший в мире производитель графических чипов Nvidia собирается продавать лицензии на свои технологии другим чипмейкерам. Тем самым компания увеличит источники доходов, что особенно актуально сейчас, когда компьютерная индустрия столкнулась со слабым спросом. Генеральный директор Nvidia Джен Сун Хуанг в рамках Reuters Global Technology Summit заявил, что технологии Nvidia для производства графических чипов будут доступны сторонним производителям, которые занимаются выпуском продуктов под собственными брендами. Начать процесс лицензирования планируется с процессорных ядер, базирующихся на архитектуре последнего поколения Kepler.

Такими ядрами оснащаются графические процессоры GeForce, Quadro и Tesla. Лицензия будет включать все необходимые чертежи, вспомогательные материалы и техническую поддержку компаний-лицензиатов вплоть до выхода их собственных устройств с графикой Nvidia на коммерческий рынок. По мнению Nvidia, высокая производительность и энергоэффективность её решений наравне с поддержкой передовых программных интерфейсов Direct3D 11, OpenGL 4.3 и способностей к проведению вычислений общего назначения делают её графику весьма привлекательной для лицензионного использования. Обосновывая своё решении заняться лицензированием, Nvidia ссылается на спад рынка ПК и желание воспользоваться преимуществами бума мобильных устройств.

Помимо графических решений Nvidia планирует лицензировать технологии в области визуальных вычислений. Около 5,5 тыс. патентов компании прошли или проходят регистрацию в этой сфере. Свой шаг Nvidia объясняет изменением рынка вычислительных устройств: если раньше он в основном состоял из персональных компьютеров, то сейчас включает широкое разнообразие устройств. Выпускать процессоры для каждого из существующих сегментов — ПК, смартфонов, планшетов и т. д., — а также постоянно реагировать на появление новых типов устройств в компании считают нецелесообразным. Тогда как новая бизнес-модель позволит охватить любые сегменты.

Переход Nvidia на лицензирование графических технологий косвенно подтверждает недостаточный спрос на ее мобильные процессоры Tegra, считает аналитик Tirias Research Джим МакГрегор. “Это результат изменения динамики компьютерного рынка под давлением весьма мрачных перспектив. Tegra не обеспечивает производителя большими объемами поставок», — отметил он. Тем временем представитель Nvidia Кен Браун в интервью Bloomberg заявил, что каждое новое поколение чипов Tegra оказывается лучше предшественника и компания “твердо верит в то, что Tegra набирает обороты”.

Таким образом, следуя новой бизнес-модели, Nvidia станет прямым конкурентом британской компании Imagination Technologies, графические технологии которой используются в Apple iPhone, Samsung Galaxy S4 и пр., а также производителя чипов ARM, который лицензирует свои процессоры, в том числе и графические, создателям мобильных устройств. В стороне от этой борьбы останется лишь Qualcomm, использующая в мобильных процессорах собственные технологии обработки графики.

В перспективе Nvidia намерена лицензировать и LTE-технологии, над которыми сейчас активно работает (они будут интегрированы в новые чипы Tegra). Как полагают эксперты, именно отсутствие LTE усложняет позиции Nvidia, Intel и пр. известных производителей чипов на мобильном рынке, где доминирует Qualcomm, обладающая LTE-чипами.

Стоит отметить, что прежде Nvidia уже лицензировала свои технологии. Например, графические ядра Nvidia используются в процессоре игровой приставки PlayStation 3. Кроме того, ежегодно компания получает свыше 250 млн. долл. роялти за предоставление доступа к своим разработкам корпорации Intel, соглашение касается сферы визуальных вычислений.

Nvidia является вторым по величине мировым производителем дискретных графических процессоров для ПК. По данным Jon Peddie Research, в I квартале 2013 г. компания занимала 18% этого рынка по объемам поставок.