В последнее время в мире ИТ на первое место выходит тема “Интернета вещей” (Internet of things, ИВ). Чтобы оценить особенности этого феномена, компания J’son & Partners Consulting провела исследование “Интернет вещей и межмашинные коммуникации. Обзор ситуации в России и мире”.

Что такое “Интернет вещей”?

Одно из определений было сформулировано в стратегическом исследовании кластера европейских исследовательских проектов по ИВ (ныне — IERC) в 2009 г.: “ИВ является составной частью будущего Интернета и может быть определен как динамическая глобальная сетевая инфраструктура с возможностью самонастройки на основе общих стандартных и совместимых протоколов связи, где физические и виртуальные вещи имеют идентификаторы, физические атрибуты и виртуальные персоналии, используют интеллектуальные интерфейсы и легко интегрируются в информационную сеть”.

Другими словами, “умные” вещи могут быть идентифицированы и имеют физические признаки, которые позволяют им “чувствовать”, инициализировать действия, взаимодействовать и “общаться”. Многие повседневные объекты уже сейчас содержат встроенные микроконтроллеры и все чаще включают беспроводные интерфейсы. С добавлением сетевого интерфейса люди и машины могут контролировать такие объекты на расстоянии через Интернет, и управлять ими, запрашивая и изменяя их состояние.

Наиболее важными отличиями “Интернета вещей” от существующего Интернета являются:

  • фокус на машинах, а не на человеке;
  • существенно большее число объектов;
  • значительно меньшие размеры объектов и невысокие скорости передачи данных;
  • фокус на считывании, а не на коммуникациях;
  • необходимость создания новой инфраструктуры и альтернативных стандартов.

Сейчас экосистема ИВ еще только формируется вокруг новых платформ для подключения объектов физического и виртуального мира, технологий, процессов, стандартов.

Но ИВ уже находит применение во множестве отраслей экономики, специализированных процессах, повседневной жизни, таких как городская среда и общественная безопасность (“умные” города, подключенные здания, “умные” счетчики для ЖКХ, “умный” транспорт, технологии геолокации и другие); розничная торговля и банковские услуги (RFID, электронные платежные устройства и системы); электроэнергетика (“умные” электросети, энергосберегающие технологии); здравоохранение (удаленная поддержка пациентов и пожилых людей) и частная жизнь (“умный” дом, “умные” автомобили, потребительская телематика) и т. д.

Мировой рынок “Интернета вещей”

Мировой рынок ИВ растет в связи с увеличением числа подключаемых устройств. По оценкам Cisco, еще в 2008-м количество устройств в Интернете превысило население Земли и сейчас на каждого жителя планеты приходится более трех таких устройств.

Определить размер рынка ИВ сложно, так как существует множество определений ИВ, каждое из которых претендует на большую системность и полноту. В рамках исследования, проведенного J’son & Partners, под рынком ИВ понимается совокупность рынков оборудования, технологий и услуг, обеспечивающих межмашинные коммуникации: RFID, датчики, шлюзы, облачные сервисы, NFC-сенсоры, системы для обработки сложных событий (CEP), SCADA-приложения, Zigbee-устройства, системы обнаружения вторжений (IDS).

Эксперты J’son & Partners использовали оценки, полученные на основе анализа и компиляции прогнозов ряда агентств, таких как GSMA, Harbor Research, ABI Research и т. д.

По оценкам J’son & Partners, в 2013-м объем мирового рынка ИВ составит 98 млрд. долл. и 14,3 млрд. устройств, а к 2020-му вырастет до 359 млрд. долл. и 34,2 млрд. устройств. При этом основную долю в объеме мирового рынка ИВ занимают технологии RFID, датчики и NFC-модули.

Российский рынок “Интернета вещей”

Участники рынка достаточно сдержанно оценивают современное состояние и развитие российского рынка ИВ по сравнению с тем, что происходит в этой области в передовых странах. Тем не менее, на протяжении последних лет национальный рынок начал формироваться путем реализации ряда пионерских проектов по применению технологии RFID, работ по использованию предустановленного оборудования GPRS/ГЛОНАСС на транспортных средствах, строительства “умных” парковок, пилотных проектов NFC в московском метро и платежных терминалах, запуска M2M-услуг на базе специальных SIM-карт и устройств типа GPS-трекеров для разных целевых групп потребителей.

По прогнозу, российский рынок “Интернета вещей” к 2015-му вырастет до 527 млн. долл., а к 2020-му — до 980 млн. долл. Основными драйверами, как и в мире, будут технологии RFID, сенсорные сети и NFC-модули

Таблица. Драйверы и барьеры рынка “Интернет вещей”
Драйверы Барьеры
Стремительное развитие ИКТ Необходимость принятия общих стандартов
Мода на смартфоны,планшеты и другие устройства Медленный переход к протоколу IPv6
Логистика и управление поставками Риск закрытости частных сетей
Повышение безопасности и удобства автотранспорта Несовместимость ряда компонентов
Необходимость сохранения окружающей среды и снижения энергозатрат Проблема защиты персональных данных и безопасности
Развитие сферы контроля за контрафактной продукцией и защиты от краж Сравнительно высокая стоимость внедрения
Поддержка государств и действия инноваторов