Большое место на недавней презентации ежегодного отчета Федерального агентства связи (Россвязи) по итогам 2012 г. заняло обсуждение вопросов развития универсальных услуг связи (УУС) в России. Продвижение УУС осуществляется через сеть таксофонов и пунктов коллективного доступа в Интернет (ПКД). Их работа финансируется за счет отчисления взносов операторов связи в фонд УУС. В настоящее время установлено 148 302 таксофона и 20 847 ПКД во всех населенных пунктах страны.

Использование этих технических средств позволяет реализовать право граждан на доступ к базовому набору телекоммуникационных услуг, способствует преодолению цифрового неравенства, создает возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Но сегодня уже очевидны не только достоинства, но недостатки сложившейся системы УУС.

“Мы уверены, что универсальные услуги связи в существующем виде устарели, — сказал Олег Духовницкий, руководитель Россвязи. — Они были предназначены для обеспечения базовых услуг в удаленных регионах и малых населенных пунктах. В Москве и крупных городах таксофоны не так актуальны. Да и с самой “копилкой” есть сложности, так как затраты превышают сборы”.

Действительно, оказание УУС является нерентабельным, государственные субсидии на эти услуги составляют 16 млрд. руб. в год. Нет сомнения, что система универсальных услуг связи устарела и нуждается в реформировании: с 2005 г., когда она была внедрена, изменились технологии и распространение услуг связи, в то время как принципы и технологии оказания универсальных услуг остались прежними.

На сегодняшний день потребление УУС сильно дифференцировано: до 80% трафика УУС приходится на населенные пункты, в которых проживает менее 13% населения страны. Ежегодный рост выплат из резерва сопровождается снижением уровня использования таксофонов и ПКД: с 2009 г. использование универсальных карт снизилось вдвое.

Более того, при наличии такой системы УУС не стимулируется развитие телекоммуникационной инфраструктуры: суммарные выплаты на таксофоны и ПКД с 2005 г. превысили 70 млрд. руб., что эквивалентно строительству 100 тыс. км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) или четырехкратному магистральному кольцу по всей территории страны.

Учитывая данную статистику и современные тенденции, Минкомсвязи буквально накануне презентации Россвязи предложило провести реформу системы УУС . Она будет связана со снижением затрат на обеспечение поддержки таксофонов и пунктов коллективного доступа.

Вероятно, произойдет некоторое сокращение терминалов УУС в мегаполисах, но полностью убирать средства коллективного доступа не планируется даже в крупных городах, поскольку они необходимы для обеспечения связи с экстренными службами. При этом Минкомсвязи считает, что стоимость коллективного доступа, особенно на территориях, покрытых сетями беспроводной связи, должна быть на порядок меньше.

Снижение затрат планируется достичь за счет изменений технической политики и действующих нормативно-правовых актов. Предлагается снятие ограничений на тип оборудования для оказания УУС, введение технологической нейтральности (подключение как к фиксированным, так и к подвижным сетям связи) и т. д.

Следующий этап будет направлен на сокращение числа населенных пунктов без рыночного предложения услуг связи. Механизмы и объем государственной поддержки, по мнению Минкомсвязи, должны зависеть от уровня развития инфраструктуры и экономической привлекательности конкретной территории.

Эти новые предложения Минкомсвязи в отчет Россвязи, естественно, не вошли, но г-н Духовницкий отметил два важных момента реформы. Во-первых, работы по реформированию должны вестись так, чтобы не пострадали граждане на удаленных территориях и в населенных пунктах с малым числом жителей. Во-вторых, нужно создать систему онлайн-мониторинга сети предоставления УУС, ведь сейчас очень трудно определить уровень расходов и доходов операторов при оказании данных услуг.

“До сих пор о работе таксофонов УУС мы узнаем опосредованно, через жалобы граждан, — отметил руководитель Россвязи. — Затем Роскомнадзор проводит проверки и дает указание оператору устранить нарушение, а оператор в те или иные сроки приводит аппарат в порядок. Эта история может затянуться на несколько месяцев. Давно уже нужна система мониторинга состояния таксофонов, работающая в режиме онлайн”.

Она может стать важным фактором экономии на УУС: кроме технического мониторинга это позволит осуществлять и финансовый мониторинг расходования средств на оказание услуг связи. Также будет внедряться субсидирование оказания универсальных услуг, а не возмещение убытков (как прежде), что должно стимулировать сокращение затрат и повышение эффективности оказания услуг.

“В 2012 г. в ведении Россвязи находилось 11 предприятий, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и шесть учреждений, — сообщил Владимир Шелихов, заместитель руководителя Агентства. — Два предприятия — Московская городская радиотрансляционная сеть и Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга — находятся в состоянии объединения, которое фактически уже на 90% завершено. Таким образом, будет создан единый федеральный оператор ФГУП «Российские сети вещания и оповещения»”.

В ходе дискуссии возник вопрос о готовности подведомственного Агентству Центрального НИИ связи (ЦНИИС) стать оператором базы данных переносимых номеров MNP. Выяснилось, что эта работа в ЦНИИС ведется по просьбе операторов сотовой “большой тройки”. В НИИ создано большое серверное пространство, имеются необходимые каналы связи, развернут аппаратно-программный комплекс.

Все операторы “большой тройки” выразили готовность пройти тестирование MNP-сервиса на базе ЦНИИС. Правительство к декабрю должно определить, какая компания из числа ныне претендующих на звание оператора базы переносимых номеров, более всего готова к этой деятельности, а также какое предложение потребует меньше всего затрат.

Довольно остро стоит вопрос с обеспечением спутниковой связи. Развитие системы спутниковой связи и телевещания страны базируется на использовании российской космической группировки, состоящей из 11 космических аппаратов (КА). Ее развитием занимается государственное предприятие “Космическая связь”, работающее под эгидой Россвязи.

“Ситуация в этой сфере деятельности непростая, так как семь КА уже выработали свой ресурс, — подчеркнул Игорь Чурсин, заместитель руководителя Россвязи, курирующий вопросы электросвязи. — В 2011—2012 гг. было два неудачных запуска спутников связи. Принято решение о строительстве двух КА взамен утраченных. Их запуск намечен на 2014 г. До 2015 г. намечено запустить на орбиту девять КА, в том числе в нынешнем году планируется вывести четыре спутника”.

В числе основных задач Агентства на нынешний год — завершение строительства ВОЛС “Анапа — Сочи”, обеспечение устойчивой радиосвязи на олимпийских объектах Сочи, создание комплексной системы оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, расширение объема государственных услуг в электронном виде.

Кроме того, на Россвязи лежит контроль за выполнением работ по завершению строительства, подготовке к запуску и вводу в эксплуатацию космических аппаратов “Экспресс-АМ5”, “Экспресс-АМ6”, “Экспресс-АМ8” и ”Экспресс-АТ1,2”, а также выполнение графика строительства КА “Экспресс-АМ7”, Экспресс-АМ4R” и ”Экспресс-АМУ2(АМ9)” и ряд других работ.