Законопроект “О государственной системе электронного обмена корреспонденцией и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” стал главной темой обсуждения в рамках состоявшегося 17 июня в РИА “Новости” круглого стола. Концепция законопроекта, разработанного при участии МГКА “Бюро адвокатов «Де-юре»”, направлена на создание единого сервиса взаимодействия граждан с органами государственной власти посредством официальной электронной почты на базе единого портала, что предусмотрено госпрограммой “Информационное общество (2011—2020)”, утвержденной распоряжением № 1815-р Правительства РФ от 20.10.2010.
Факты утери, несвоевременного получения важных писем, долгого ожидания официальных ответов и уведомлений от государственных органов и получения их тогда, когда они, как правило, уже теряют актуальность, сегодня не удивляют никого. Поэтому большинство спикеров и участников круглого стола признали появление подобного законопроекта необходимым.
“Всех, с кем я обсуждал данный законопроект, объединяет двойной интерес к этому вопросу. Во-первых, профессиональный. Если законопроект будет принят, то работа станет удобнее, быстрее и проще. Во-вторых, личный. Буквально каждый из моих собеседников сталкивался в частной жизни с проблемой доставки корреспонденции в госорганы либо получения почты от них. Это близко и судьям, и нотариусам, и адвокатам, и судебным приставам, а также лицам, не имеющим никакого отношения к юриспруденции. Потому что у большинства терялись повестки, уведомления, извещения, наши собственные обращения”, — сказал заведующий “Де-юре” Никита Филиппов.
В России уже существуют и действуют различные электронные сервисы. Это сайты госуслуг, электронного правосудия, службы судебных приставов, ГИБДД, ФНС и т. д. Например, на сайте Высшего арбитражного суда гражданин может подавать иски и процессуальные документы. При этом зачастую его личность никак не удостоверяется. “И можно дублировать себя в этих системах неограниченное количество раз. Мы считаем, что предлагаемая система объединит все существующие сервисы взаимодействия граждан и государственных и муниципальных органов, что позволит упорядочить эти отношения. И значительно стабилизировать тем самым активно, но хаотично развивающуюся сферу интернет-коммуникаций между обществом и государством”, — считает г-н Филиппов.
По словам председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Алексея Русских, законопроект предлагает создать такую систему электронного обмена, посредством которой проблема длительности срока переписки будет решена кардинальным образом. “Важно, чтобы в этой системе было комфортно всем без исключения, включая граждан, для которых освоение Интернета является проблемой. В условиях электронного обмена информацией вопросы граждан и ответы чиновников будут доставлены практически мгновенно. Риск утери обращения, что зачастую случается на практике, также сводится к минимуму”, — отметил он.
Согласно законопроекту распечатка и конвертирование корреспонденции будет осуществляться на “Почте России” автоматически, в целях сохранения конфиденциальности. Орган государственной власти, орган местного самоуправления отправляют электронное сообщение на официальный электронный ящик получателя, а его копию — на официальный электронный ящик территориального отделения почтовой связи, ближайшего к адресу места жительства получателя сообщения. По словам г-на Русских, срок доставки сообщения государственного органа составит от одного до трех дней.
Законопроект не предполагает отмену традиционных бумажных почтовых отправлений. И те, кто не пользуется ПК и Интернетом, могут направлять свои запросы в государственные органы, как и прежде. “Но даже в этом случае ответы будут доставлены гораздо быстрее, поскольку чиновники будут обязаны направлять сообщения на электронную почту ближайшего к гражданину территориального отделения почтовой связи”, — пояснил г-н Русских.
“Значительно сократятся не только сроки доставки сообщений, но также расходы федеральных и местных органов власти на почтовую связь. До ближайшего к гражданину отделения почтовой связи сообщение органа государственной власти будет идти по электронной почте. То есть от Калининграда до Владивостока практически мгновенно. А уже оттуда распечатанное с помощью почтомата письмо будет доставляться гражданину в обычном порядке”, — отметил г-н Филиппов.
Официальный электронный ящик предусмотрен только для официальной переписки граждан и юридических лиц с органами государственной власти. И не предполагает возможности направления личных сообщений от одного гражданина к другому. В связи с этим становится важным вопрос использования электронной подписи. По словам г-на Филиппова, “…универсальная электронная карта может стать аналогом электронного ключа в дополнение к паролю, что позволит обеспечить защиту информации. При этом каждый может избрать для себя ту степень ее защиты, которая ему необходима. А государство будет обеспечивать выполнение законов и добросовестность участников электронного документооборота”.
Использовать официальный электронный ящик могут также юридические лица, нотариусы и адвокаты в интересах своих клиентов. С момента доставки сообщения от органа государственной власти на электронный ящик юридического лица это сообщение будет считаться полученным, а лицо надлежаще извещенным.
“Создание государственной системы электронного обмена корреспонденцией поможет каждому гражданину контролировать деятельность чиновников, имея полноценную информацию о своих обращениях и ходе их рассмотрения, когда ни одно обращение и ни один ответ не теряются”, — подчеркнул г-н Филиппов.
“Законопроект должен решить три задачи. Во-первых, обмен электронной корреспонденцией в рамках оказания госуслуг. Это будет способствовать сотрудничеству граждан и государства, улучшению качества оказания этих услуг. Во-вторых, он должен решить задачу сохранения конфиденциальности информации. И третьей задачей является идентификация личности, то есть электронный документ должен иметь ту же форму и ту же юридическую силу, как и любой бумажный документ, к которому мы привыкли”, — считает заместитель декана юридического факультета МГУ Наталия Козлова.
По мнению президента Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева, если инициаторам этого законопроекта удастся добиться его принятия, это будет одной из профилактических и антикоррупционных мер, потому что коснется работы правосудия, следственных органов. Усилит возможности эффективной защиты прав человека в целом.
“В настоящий момент нет обязательного положения, когда соответствующий государственный орган, инстанции были бы обязаны доводить информацию до адвокатов, нотариусов, представителей органов исполнительной власти, тех же судебных приставов, которые, к сожалению, при исполнении своих обязанностей сами зачастую переступают черту закона. И профилактическая цель этого закона в первую очередь состоит в том, чтобы довести информацию до конкретного лица, чья судьба порой напрямую от нее зависит, — отметил г-н Мирзоев. — Важно не только принять федеральный закон, но и внести изменения и поправки в ряд других законодательных актов, в Арбитражный и Уголовно-процессуальный кодексы для обеспечения единого порядка извещения участников судебных процессов”.
“Изменения, вероятно, должны коснуться законов “О персональных данных”, “О коммерческой тайне” в тех их частях, где предусмотрено, что коммерческая тайна и персональные данные не должны храниться на компьютерах, которые имеют доступ к Интернету”, — считает доцент МГТУ имени Баумана Сергей Горин.
Член правления Московской городской нотариальной палаты, член комиссии по использованию ИТ Федеральной нотариальной палаты Николай Репин рассказал, что на сегодняшний день нет надлежащего информирования граждан и юридических лиц о ситуациях, требующих их участия. “К примеру, в деле открытия наследства возникает проблема уведомления наследников. Если бы в настоящий момент существовала такая система, то все наследники получали бы от нотариуса надлежащие извещения об этом факте. Сейчас это существенная проблема, в том числе для судов, когда оказывается, что наследник узнал о наследстве по истечении шести месяцев ”, — отметил он.
Проблема неполучения направленных судами повесток, по мнению г-на Репина, зачастую связана с неудовлетворительной работой “Почты России”. “За тем или иным судебным решением стоят люди: их судьба, их жизнь, их имущество. И естественно, если повестка не дошла, то об участии в процессе нотариуса уже никакой речи не идет, он вынужден откладывать дело”, — сказал он.
Доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ имени Ломоносова Софья Филиппова высказала иную точку зрения относительно целесообразности законопроекта: “Придание закону статуса федерального обречет его на долгий путь прохождения всех инстанций. Чтобы скорее вводить нужные и важные правовые нормы, можно вносить изменения в существующие законодательные акты. Есть закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, и целый его раздел посвящен именно взаимодействию гражданина с государством через специальные единые порталы государственных и муниципальных услуг. Было бы гораздо проще внести изменения в этот уже имеющийся закон, учитывая, что система личного кабинета внедрена и позволяет использовать в качестве дополнительной возможности все предлагаемые в законопроекте инициативы”.