Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования, согласно которым доход магазинов мобильных приложений и контента в 2012 г. составил 15 млрд. долл., что в 1,5 раза больше по сравнению с предшествующим годом.

Абсолютным лидером по количеству загрузок приложений — 21 млрд. — в прошлом году стал недавно отметивший своё пятилетие магазин приложений Apple AppStore. Он был запущен в 2008 г. На момент его старта пользователям были доступны лишь 500 приложений. К пятилетней годовщине число программ в App Store достигло 900 тыс., из которых 350 тыс. — приложения для iPad. 16 мая 2013 г. число загрузок из App Store перевалило за цифру 50 млрд., что составляет 800 загрузок в секунду. Число загружаемых приложений ежемесячно — свыше 2 млрд., среднее количество загружаемых приложений каждым пользователем App Store — более 100 (по данным на сентябрь 2012 г.).

Apple особенно отмечает, что её AppStore имеет наибольшее среди всех существующих магазинов приложений количество активных аккаунтов с привязанными кредитными картами — 575 млн. Согласно статистике суммы выплат разработчикам App Store достигли 10 млрд. долл., что, по оценкам Apple, в три раза превосходит совокупные выплаты всех других мобильных платформ вместе взятых.

На втором месте по числу загрузок приложений идёт магазин Google Play — 15 млрд. Однако если его отставание по количеству загрузок от AppStore не очень велико, то по показателю доходности Google Play более чем в четыре раза уступает своему конкуренту — на долю App Store приходится 60% от суммарного объема рынка, или 9 млрд. долл.

В то же время корпорация BlackBerry, открывшая свой собственный магазин BlackBerry World спустя полгода после запуска Google Play, по итогам 2012-го заработала немногим меньше Google. Ее доход составил 1 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. у Google Play, и это несмотря на то, что количество загрузок в BlackBerry World почти в восемь раз меньше. Следующие три места заняли Nokia Store, Samsung Apps и Windows Phone Store. Все эти магазины приложений, как и лидеры рейтинга, принадлежат производителям мобильных устройств и операционных систем для них.

Помимо нативных магазинов приложений на рынке присутствует большое количество сервисов от сторонних разработчиков, и их число увеличивается с каждым годом. Большинство таких магазинов являются мультиплатформенными и продают приложения практически для всех существующих мобильных ОС: Android, BlackBerry, iOS, Java, Palm OS, Symbian, Windows Mobile. Также данные сервисы характеризуются предоставлением потребителям возможности оплачивать свои покупки не только банковской картой, но и через операторский биллинг, PayPal, а зачастую и с помощью виртуальной валюты.

Такие магазины, как правило, достаточно быстро наполняют свой ассортимент и доводят его до нескольких тысяч, а иногда и десятков тысяч наименований, что обусловлено желанием разработчиков расширять свою аудиторию. В какой-то момент разработчику, например, приложений для Android становится “тесно” в рамках одного магазина Google Play — количество приложений в крупнейших магазинах приближается к миллиону, что затрудняет работу и удлиняет расстояние между разработчиком и конечным потребителем. И тогда независимый разработчик начинает задумываться о том, какие еще есть способы донести до пользователей свои приложения, и встречает на своем пути множество альтернативных сервисов. Среди успешных примеров сторонних магазинов приложений на мировом и российском рынках: GetJar от GetJar, Cydia Store от SaurikIT, Opera Mobile Store от Opera Software, Amazon Appstore от Amazon.com, GetUpps! от “МегаЛабс” и “Яндекс.Store” от “Яндекс” .

Драйверами роста рынка магазинов приложений и контента J’son & Partners называет рост числа мобильных устройств, увеличение влияния мобильных социальных сетей на пользователей, экспансию экосистем Android, iOS и Windows 8, рост количества планшетов, развитие мобильных платежных систем и мобильного банкинга, изменение модели потребления — “глобальная мобилизация”, снижение стоимости общения через мобильные устройства, совмещение использования мобильных устройств с компьютером и телевизором, геопозиционирование и доступ к социальным сетям с мобильных устройств.

В свою очередь, барьерами, препятствующими росту рынка, являются: неосведомленность пользователей, сложности с оплатой, большое количество пользователей при невысокой доходности рынка. Несмотря на наличие данных барьеров, эксперты J'son & Partners отмечают, что похожие барьеры были и на заре интернет-рынка, но спустя достаточно короткий период времени они перестали оказывать останавливающее действие. Обладатели мобильных телефонов с учетом их опыта по оплатам и пользованию Интернетом гораздо быстрее преодолеют данные ограничения, и в течение двух-трех лет они перестанут оказывать влияние на рынок. J’son & Partners прогнозирует, что объем мирового рынка магазинов приложений в стоимостном выражении в 2015 г. составит около 36 млрд. долл., превысив показатель 2012 г. почти в 2,5 раза.