Вот чему я научился, освещая реорганизацию больших корпораций и участвуя в различном качестве в реорганизации СМИ: подлинная работа начинается, когда отзвучали агитационные выступления, продемонстрированы подготовленные с помощью PowerPoint слайды, отгремели салюты в честь новых боссов и сказаны прощальные слова прежним.

Пока сотрудники реорганизованной компании не смогут ответить на вопрос, что это означает для них и каковы их новые обязанности и приоритеты, новая организация может быстро погрузиться в трясину неопределенности, и работники начнут обновлять свои резюме (теперь в сети Linked-In).

Microsoft опоздала с переходом на облачные вычисления, с выпуском смартфонов, планшетов и приложений за 99 центов. Теперь ее генеральный директор Стив Балмер пытается наверстать упущенное. Это не столь ужасно, как может показаться. Корпорация уже опаздывала с созданием графического интерфейса пользователя, офисного пакета и (да!) даже с использованием Интернета, но признавала свои ошибки и быстро догоняла конкурентов. Microsoft — один из лучших догоняющих игроков в технических играх.

Реорганизация, о которой Microsoft объявила в четверг, потенциально позволит гораздо строже контролировать эффективность работы и сотрудничество всех подразделений. Если ваши приложения и данные находятся в облаке, а вы получаете к ним доступ с помощью браузеров, планшетов и смартфонов, согласованная работа всех компонентов имеет глубокий смысл.

Да, вы можете сказать, что это очень похоже на то, о чем говорил Стив Джобс и за что многие годы борется Google. Однако Microsoft отстаивала такой подход еще с тех пор, когда она выступала с лозунгами “Windows повсеместно” и “ПК на каждый рабочий стол”. Но у Apple был Джобс, способный воплотить свои планы в жизнь, а у Google поиск является главной и объединяющей функцией. Microsoft же представляла собой конфедерацию слабо связанных и часто воюющих между собой государств и очень умных, но нередко бесплодных технических гениев, которые считали игру в догонялки изматывающей и не оправдывающей затраченных усилий.

В общих чертах в письме Балмера (вообще-то было несколько писем, над которыми следовало бы серьезно поработать редактору, вычеркнув банальности и перенеся все новое в начало текста) обрисована корпорация с функциональными подразделениями, для которых центральной темой является Microsoft One, а инжиниринг поделен на четыре области.

Возможно, вы помните, как Стив Балмер проводил реорганизацию корпорации в 2002 г., создавая семь групп, чтобы сделать руководителей подразделений автономными. Но автономия может приводит к независимости и междоусобицам. Времена меняются, и теперь Балмер вступил в крупнейшую игру в догонялки за всю историю корпорации.

Технология меняется с такой быстротой, какой я еще не видел. Интернет выполняет свою нынешнюю, хотя и первоначально не предполагавшуюся функцию площадки, на которой новые компании бросают вызов старым. Не случайно в тот день, когда Microsoft объявила о реорганизации, исследовательские фирмы Gartner Group и IDC сообщили о продолжающемся спаде производства ПК, с которыми Microsoft связывает свое будущее.

Несмотря на многочисленные утечки информации относительно реорганизации One, пока не известно, есть ли у Microsoft тщательно разработанный план и доведены ли его детали до сведения рядовых сотрудников. На данном этапе неразбериха является гораздо более страшным врагом Microsoft, чем Apple, Google или Amazon. Корпорация обладает необходимым размером, деньгами и клиентской базой, позволяющими ей занять прочное положение в мире новых технологий. Правда, я сомневаюсь, что даже Microsoft следует бросать вызов трем названным компаниям, не говоря уже обо всех новичках.

Большие изменения в корпорации должны включать изложение больших идей, и даже обычно сверх меры преисполненный энтузиазма Балмер заслуживает прощения, если порой забывает добавить глагол и предикат: “Наши потрясающие люди, наш дух, наша приверженность, наша вера в преобразующую силу технологий — наших майкрософтовских технологий, — чтобы сделать мир более достойным местом для миллиардов людей и миллионов компаний во всем мире”.

Потребуется провести еще не одно мероприятие, прежде чем станет ясно, приведет ли превращение в Microsoft One к сосредоточению всех сил на одном направлении. Без ответа остается множество вопросов.

У клиентов возникают простые вопросы касательно жизненного цикла продуктов, на которые необходимо дать ответ. Вопрос, есть ли необходимость в столь масштабных переменах. Почему корпорация не обратилась к специалистам по изменениям вместо того, чтобы перетасовывать имеющуюся команду? Подлинная работа начинается, когда смолкает оркестр. Эта работа определит судьбу нового представления Балмера о Microsoft и судьбу наследия Балмера.