В нынешнем году мировой трафик хот-спотов Wi-Fi на транспорте составит около 16% разгруженного трафика сетей 3G — столько же, сколько приходится на точки доступа в кафе и ресторанах. Причем транспортная составляющая растет опережающими темпами. Об этом говорится в отчете исследовательской компании J’son & Partners Consulting.

По мнению аналитиков, такой результат связан со стремительным ростом проникновения смартфонов, планшетных ПК и других устройств с поддержкой Wi-Fi, популярностью социальных сетей и огромным числом разнообразных Web-сервисов. Все это приводит к тому, что у абонентов возникает реальная потребность в высокоскоростном мобильном интернет-доступе в любом месте в любое время и создает благоприятные условия для становления рынка услуг на базе Wi-Fi на транспорте.

При этом транспортное средство, как правило, обладает заведомо ограниченным числом потенциальных потребителей и малой площадью рабочего покрытия, что нивелирует врожденные недостатки технологий семейства 802.11 и превращает их в достоинства. Предоставляя абонентам доступ через Wi-Fi, оператор увеличивает проникновение его сервисов и лояльность к бренду, а транспортная компания повышает привлекательность своих услуг и конкурентоспособность на рынке. Так что это оказывается удобно и выгодно как клиентам, так и телекоммуникационным операторам, и перевозчикам.

В целом, монетизация сервисов Wi-Fi является одной из ключевых проблем для провайдеров, планирующих развитие таких сетей на общественном транспорте. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать ту или иную бизнес-модель, оператор должен внимательно изучить своих пассажиров, демографический состав, степень проникновения смартфонов, наиболее часто используемые онлайн-сервисы, ожидания потребителей и т. д.

Если же стратегия будет выбрана неверно, то транспортная компания может получить отрицательный опыт, столкнувшись с негативной реакцией и критикой со стороны пользователей на плохое обслуживание. Следует учесть, что Wi-Fi сегодня охватывает наземный общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи), железнодорожный транспорт и метрополитен, авиационный, морской транспорт и т. д.

Архитектурные особенности и предоставляемые услуги

Сети Wi-Fi на транспорте организовываются с целью предоставления пассажирам услуг интернет-доступа, либо в рамках создания более масштабных инфраструктурных проектов. В первом случае, как правило, на транспортном средстве устанавливается модем с функцией роутера, который соединяется с опорной сетью с помощью сетей 3G/LTE/WiMAX, либо с использованием спутникового канала.

Во втором случае используются т. н. mesh-сети (ячеистые сети), основанные на децентрализованной схеме организации, где точки доступа не только предоставляют услуги абонентского доступа, но и выполняют функции маршрутизаторов/ретрансляторов для других точек сети. Перед классической архитектурой “сотовая сеть/роутер Wi-Fi” топология mesh имеет ряд преимуществ, так как она была специально создана для организации высокоскоростных устойчивых симметричных радиоканалов. Mesh-сети обеспечивают большую пропускную способность (до нескольких десятков Мбит/с) на мобильный объект, перемещающийся со скоростью до 250 км/ч.

Как правило, ограниченная пропускная способность внешнего канала доступа (обычно она составляет 2—4 Мбит/с) не позволяет предложить пассажирам что-то большее, чем простой веб-серфинг, социальные сети и работу с электронной почтой. В целом, этого достаточно при коротких поездках по городу. В то же время, на транспортном средстве, особенно на дальних перевозках, может быть развернута многофункциональная развлекательная система с локальным хранением HD-контента, который может раздаваться по требованию (и за отдельную плату) по внутренней замкнутой сети Wi-Fi.

Сегментация рынка

В целом, мировой рынок услуг Wi-Fi на транспорте можно разделить на два основных сегмента: оказание услуг на городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро); оказание услуг пассажирам дальних рейсов на различных видах транспорта (железные дороги, междугородные автобусы, авиалайнеры, морские суда).

Для проектов Wi-Fi на городском пассажирском транспорте характерно наличие хорошо развитой инфраструктуры сетей 3G/4G, что сводит капитальные затраты по ним к установке простых и доступных абонентских точек доступа (за исключением метро), а также затратам на передачу трафика. Поэтому, как правило, такие проекты получают значительное распространение ввиду минимальных затрат и высокой рекламной эффективности. В целом их можно отнести к имиджевым или спонсорским, коммерческой прибыльности от них ожидать трудно.

Что касается развития сетей Wi-Fi в сегменте дальнемагистральных пассажирских перевозок, то для них характерно ограниченное развитие наземной сетевой инфраструктуры, что требует либо массовых инвестиций в ее развитие, либо дорогого спутникового оборудования и высоких затрат на аренду каналов. Особенностью этого сегмента является практическая невозможность использования обычного недорогого оборудования — оно должно быть специальным образом защищено и сертифицировано, что существенно увеличивает его конечную стоимость.

С другой стороны, из-за относительно слабого покрытия сетей 3G/4G, потребность в онлайн-доступе посредством Wi-Fi сильно возрастает, и только усиливается в условиях большой продолжительности таких поездок. В итоге, услуги онлайн-доступа по Wi-Fi могут стать ключевым конкурентным преимуществом транспортной компании и реальным средством увеличения пассажиропотока и улучшения пользовательского опыта.

Основные проекты в России

Российские сотовые операторы “большой тройки” развивают проекты Wi-Fi на различных видах транспорта в различных федеральных округах. При этом наметилась определенная специализация операторов. Например, “МегаФон” делает ставку на развертывание сетей Wi-Fi на железнодорожном транспорте с прицелом на платный доступ и коммерческий успех, попутно развивая сопутствующую инфраструктуру и занимаясь ликвидацией “белых пятен” в своей сети 3G.

“ВымпелКом” активнее всего развивает проекты на городском общественном транспорте с бесплатным доступом (трамваи, троллейбусы, автобусы и такси), как по рекламной модели, так и по модели расчетов с транспортными предприятиями. Также “ВымпелКомом” был реализован пилотный проект по предоставлению Wi-Fi на Сокольнической линии московского Метрополитена.

МТС развивает Wi-Fi как на железнодорожном, так и на городском транспорте, опираясь как на коммерческую, так и на рекламную модель. При этом в случае, когда сервис предоставляется на коммерческой основе, в отличие от схемы, используемой компанией “МегаФон”, МТС взимает плату с транспортного предприятия, а не с конечного потребителя услуги — пассажира. Отдельно стоит отметить масштабный пилотный проект МТС в Московском метрополитене по оборудованию всех 180 вагонов кольцевой линии точками доступа Wi-Fi.

В конце 2012 — начале 2013 гг. московский метрополитен при содействии департамента транспорта Москвы несколько раз объявлял аукцион на строительство сетей сотовой связи с возможностью подключения к Wi-Fi, однако крупнейшие операторы сочли такой проект для себя экономически невыгодным и проигнорировали торги. В результате в конце июля 2013 г. победителем аукциона на строительство и эксплуатацию сети Wi-Fi стала компания “МаксимаТелеком”, которая планирует окупить проект за счет рекламы.

Драйверы и сдерживающие факторы

В числе основных драйверов роста рынка Wi-Fi на транспорте в отчете называются такие факторы, как стремительный рост проникновения и удешевление смартфонов, планшетов и других устройств, поддерживающих Wi-Fi; сравнительно быстрый рост благосостояния населения стран БРИК и ЮВА, а также реализация Китаем масштабных инфраструктурных проектов.

Отмечаются и преимущества самих технологий семейства IEEE 802.11 (дешевизна, массовость и универсальность), масштабное сотрудничество и роуминговые соглашения между владельцами крупнейших сетей Wi-Fi и растущая роль Wi-Fi в разгрузке трафика сетей 3G/LTE.

Что же касается сдерживающих факторов развития сетей Wi-Fi на транспорте, то это, прежде всего, — существующая на сегодня ограниченность рынка. Услуга доступа Wi-Fi на транспорте является либо премиальной (бизнес-класс в поездах, авиалайнеры и морские круизы) с потенциально ограниченной аудиторией, либо — массово доступной, но напрямую конкурирующей с уже работающими сетями 3G/LTE как в случае с городским муниципальным транспортом.

Среди других сдерживающих развитие рынка факторов можно выделить сложность окупаемости и отсутствие универсальной бизнес-модели; конкуренцию Wi-Fi на транспорте с сетями 3G/LTE; неготовность некоторых муниципалитетов и транспортных компаний идти на сотрудничество с операторами. Нельзя сбрасывать со счетов и высокие затраты на организацию транспортного канала в независимости от вида транспортного средства, и необходимость умощнения сетевой инфраструктуры, и необходимость использования дорогостоящего защищенного и сертифицированного оборудования.

Прогнозы и перспективы развития рынка

По прогнозам Informa Telecom & Media, в ближайший год на хот-споты на транспорте придется 15,8% разгруженного трафика сетей 3G, — столько же, сколько приходится на точки доступа в кафе и ресторанах. В целом тенденция дальнейшего увеличения разгрузки мобильного трафика за счет сетей Wi-Fi будет лишь нарастать, достигнув к 2017 г. уровня 46%. Это положительным образом скажется на росте рынка Wi-Fi, в том числе и на транспорте.

Коммерческие перспективы развития российского рынка услуг Wi-Fi на транспорте, пишут авторы отчета, в основном связаны с железнодорожными пассажирскими перевозками, в то время как совместные проекты с муниципалитетами на городском общественном транспорте еще находятся в стадии “обкатки” бизнес-моделей и пока носят, скорее, имиджевый характер.