Корпорация VMware, наверное, более, чем какой-либо иной производитель в мире, ответственна за помощь предприятиям при переходе к более гибкой и эффективной инфраструктуре, состоящей из виртуализированных серверов. Проще говоря, VMware является фаворитом в области виртуализации корпоративных серверов.

Однако, когда речь заходит об облаке, о доминировании VMware говорить нельзя. Здесь в первых рядах идут Amazon и, что, возможно, более важно, OpenStack. OpenStack — проект с открытым исходным кодом и множеством участников, цель которого — создание открытой облачной платформы.

Последние несколько лет я наблюдал за зигзагами в позиции VMware по отношению к OpenStack. Некоторые СМИ уже рассматривали VMware как конкурента OpenStack. Недавно определенные СМИ занимались спекуляциями в связи с высказыванием генерального директора VMware, будто OpenStack не годится для предприятий. Реальность, однако, несколько богаче оттенками.

OpenStack, как и ПО VMware, не является единым продуктом. Это коллекция проектов (все вместе их можно назвать OpenStack), включающая следующие сервисы: вычисления, хранение, сетевые сервисы, оркестрирование и идентификация. И у VMware имеется набор инструментов, включающий vSphere (с гипервизором ESX) и vCenter, а также набор средств управления vCloud. Если vCloud можно рассматривать в качестве конкурента OpenStack, то vSphere ESX конкурентом не является.

OpenStack в отличие от VMware уделяет много внимания абстрагированию. Речь идет о создании платформы высокого уровня, обладающей возможностями, которыми могут воспользоваться производители других продуктов и сервисов. Например, в проекте OpenStack Nova Compute пользователь может использовать VMware ESX в качестве гипервизора виртуализации.

Именно так, VMware может работать (и действительно работает) внутри OpenStack.

Еще в октябре 2012 г. на конференции OpenStack San Diego Summit я с благоговением внимал тогдашнему главному технологу VMware Стиву Херроду, который разъяснял, как корпорация будет в ограниченных масштабах использовать OpenStack. В тот день Херрод не просто рекламировал продукт. Он твердо стоял на своем и ответил на шквал неинспирированных вопросов аудитории (некоторые из них задал ваш покорный слуга). Херрод говорил тогда о мире гибридных решений, признавая, что некоторые не желают использовать только продукты VMware.

Это стратегия, которой VMware уже следует. В конце июля при обсуждении финансовых результатов II кв. 2013 финансового года генеральный директор VMware Пэт Гелсингер в очень позитивном ключе говорил о том, как корпорация может работать в мире OpenStack.

“Цель VMware заключается в том, чтобы быть лидером в сфере ПО для облачной инфраструктуры. И мы четко заявляли, что разрабатываем стратегию, которая предусматривает весьма эффективную поддержку OpenStack, — сказал Гелсингер. — Мы называем это своей компонентной стратегией, согласно которой мы используем API-интерфейсы OpenStack, добавляя их к нашему продукту, а затем встраивая наши лучшие в своем классе общие технологии в среду OpenStack”.

VMware является также одной из главных движущих сил проекта OpenStack Networking, ранее известного под названием Quantum, а ныне переименованного в Neutron. Этот проект поддерживает подразделение Nicira (компанию, ставшую этим подразделением, VMWare приобрела в 2012 г. за 1,26 млрд. долл.). OpenStack Networking, как и OpenStack в целом, представляет собой уровень абстракции, и платформа виртуализации сетей VMware Nicira (вроде бы сейчас должна появиться ее новая версия) представляет ключевую технологию, которая может к нему подключаться.

До сих пор OpenStack пользовался успехом и будет пользоваться в будущем, потому что может быть всем для всех. Это открытая расширяемая платформа, в развитии которой может принимать участие огромная экосистема производителей. Несмотря на то, что некоторые, подобно VMware, рассматривают ее как конкурирующую.