Компания Cisco запустила в России международную исследовательскую программу Cisco Research, которая уже несколько лет реализуется в других странах мира. В нашей стране также предпринимаются попытки наладить взаимодействие между научно-образовательным сектором и коммерческими структурами. Поэтому опыт сетевого гиганта в организации такого сотрудничества представляет особый интерес. О том, как Cisco строит взаимоотношения с университетами и научно-исследовательскими учреждениями, научному редактору Елене Гореткиной рассказывает Стивен Фрейзер, директор центра исследований Cisco.

PC Week: Как в Cisco организована исследовательская работа?

Стивен Фрейзер: У нас исследованиями занимаются инженерные подразделения. Я же выполняю функции брокера между ними и университетами. В мои задачи входит координация исследовательских работ, бесплатное предоставление оборудования, организация конференций. Программа Cisco Research реализуется примерно в двухстах университетах в 50—60 странах. В ее рамках мы предлагаем темы для исследований. Всего охвачено около полусотни областей. В России мы предложили тему видеоаналитики.

Реализация программы начинается с того, что мы приглашаем университеты к сотрудничеству по предложенной теме. Потом собираем отклики и смотрим, на что мы можем выделить средства. А дальше либо подписываем контракт, либо организуем консорциум с другими компаниями для совместного финансирования. Если предложений не поступает, тогда и мы своё предложение пересматриваем, думаем, что надо изменить. Но мы не ведем эту работу централизованно. В каждой стране своя специфика, которую надо учитывать.

Что касается результатов, то в исследованиях их невозможно точно предсказать, но даже если результат будет отрицательным, это тоже полезно, так как позволит отсечь тупиковые направления.

PC Week: Какие инвестиции предусмотрены для этой программы?

С. Ф.: Годовое финансирование составляет 10—15 млн. долл. Но бюджет нашего исследовательского центра — 7,5 млн., а дополнительные суммы поступают от других подразделений, которые ставят свои задачи для исследований в рамках нашей программы и тем самым тоже спонсируют работы. Таким образом, финансирование очень гибкое.

PC Week: Недавно Cisco объявила о сокращении 4000 рабочих мест. Как это может отразиться на вашей программе?

С. Ф.: Речь идет не о сокращении, а о реорганизации. Возможно, никто даже не будет уволен, потому что мы постоянно создаем новые рабочие места. Будет сокращено 4000 старых должностей, но люди смогут найти новые места, в том числе и в Cisco. Идея заключается не в экономии затрат, а в том, чтобы лучше сбалансировать наш инженерный портфель.

Что касается Cisco Research, то скажу по секрету, что весь её штат сейчас перед вами. Вряд ли меня будут реорганизовывать. Тем не менее реорганизация может повлиять на нашу работу. Например, какие-то подразделения, которые раньше финансировали наши проекты, обнаружат, что у них либо приоритеты поменялись, либо денег стало меньше, и они сократят свои инвестиции. Но с другой стороны ситуация может стать и противоположной. Так что в результате этой реорганизации нам тоже придется перестроить свою работу.

PC Week: Ваша компания сама занимается исследованиями и разработками. Зачем нужно еще привлекать университеты?

С. Ф.: Работы по R&D у нас выполняют инженерные подразделения. Они разрабатывают коммерческие продукты, которые выйдут в продажу в ближайшее время, максимум через полтора года. Но у нас нет лабораторий, которые вели бы фундаментальные научные исследования. У них совсем другие сроки — пять лет и более. Возьмем к примеру Bell Labs. Там проводят исследования на переднем крае науки, для которых еще непонятно, будет ли практический результат.

Cisco сейчас рассматривает возможность создания такого рода лаборатории по фундаментальным исследованиям, чтобы несколько сократить расходы на приобретение других компаний, так как это очень дорого. Мы думаем, что, может, было бы дешевле вести какие-то исследования самостоятельно.

PC Week: Кому принадлежат права интеллектуальной собственности на результаты, полученные в рамках программы Cisco Research?

С. Ф.: Согласно нашей стратегии права на интеллектуальную собственность остаются у университета, а мы ведем с ним переговоры о ее использовании — эксклюзивном или не эксклюзивном, с отчислениями или без них, в виде продукта Open Source или нет.

PC Week: Такие переговоры ведутся до или после получения результатов?

С. Ф.: В каждом случае по-разному. Если в университете есть, например, фармацевтический, сельскохозяйственный, медицинский или юридический факультет, то они всегда ведут такие переговоры заранее, потому что знают, что в этих областях одна идея может стоить миллиард долларов. Но в сфере ИТ ситуация другая: не бывает так, чтобы одна идея полностью перевернула весь мир ИТ. Обычно мы имеем дело с целыми портфелями патентов или инженерных решений. Результаты исследований обычно патентует университет, потому что оформить патент проще, когда владелец один. А мы ведем переговоры по лицензированию и сублицензированию.

PC Week: Как проходит отбор вузов, желающих участвовать в программе Cisco Research? По каким критериям это делается?

С. Ф.: Мы отбираем не университеты, а проекты. Каждый из них проходит наш внутренний аудит, в ходе которого мы его оцениваем с точки зрения уровня инноваций, репутации вуза, плана реализации и бюджета, т. е. того, какой объем финансирования потребуется и насколько это интересно для бизнеса Cisco.

Проблем здесь может быть две. Бывает, что люди предлагают то, что и так уже известно, либо предлагают тему, в которой они недостаточно компетентны, а это видно из того, что они слабо знакомы с публикациями по данному вопросу.

Идеальный вариант, когда нам говорят: вот область, в которой сделано то-то и то-то, у нас есть уникальный план или идеи относительно того, в каком направлении надо двигаться дальше, и перечисляют этапы.

Заявки обычно рассматриваются в течение 90 дней, и затем мы даем ответ тем, кто их подал, относительно финансирования. Оно рассчитано на год, потому что в области ИТ технологии быстро меняются, и на длительный срок трудно что-либо предсказать. В конце годового срока, как правило, публикуются результаты, а затем участники программы могут предложить продлить финансирование для продолжения исследований.

Но они обычно не просто просят продлить предыдущий проект, а предлагают новые идеи и новые проекты. И при этом зачастую получают деньги не только от Cisco, но и из других источников финансирования. Ведь в последнее время частные компании все больше поддерживают исследования в университетах.

Однако деньги — лишь одна из форм сотрудничества. Мы даем работу профессорам. Они ищут аудиторию, чтобы поделиться идеями. Мы предоставляем им такую возможность. Не все выпускники хотят идти на работу в Cisco. Многие предпочитают преподавать в университетах. Когда такой человек становится профессором, мы предлагаем ему финансирование под его проекты. Российские ученые тоже могут этим воспользоваться. Но это делается не напрямую, а через университет, потому что мы не спонсируем отдельных людей, а только учебные заведения.

PC Week: Спасибо за беседу.