В сентябре в Москве разработчик и поставщик решений для образования компания Polymedia объявила о создании альянса с американским производителем цифровых образовательных лабораторий (Digital Lab) PASCO scientific.

“Наше взаимовыгодное сотрудничество позволит создавать у нас в стране принципиально новые интерактивные ИКТ-решения и проекты в сегменте образования и экспериментально-научного творчества. При этом Polymedia становится полноценным представителем PASCO в России”, — заявила Елена Новикова, гендиректор компании Polymedia, отметив, что продукты PASCO, в первую очередь цифровые интерактивные лаборатории, хорошо интегрируется с решениями Polymedia в области визуализации информации.

Кевин Мезер, вице-президент по международным рынкам фирмы PASCO, сообщил, что компания вот уже 50 лет занимается производством и внедрением цифровых лабораторий в образовательный процесс. За эти годы активными пользователями устройств стали школьные учителя, преподаватели вузов, школьники и студенты из более чем 80 стран мира. Однако до сих пор решения PASCO были очень мало представлены в России, хотя попытки продвижения на нем продукции предпринимались через конкурентов Polymedia.

“Мы выбрали Polymedia в качестве партнера, учитывая ориентацию компании на образование, ее большой опыт в сфере поддержки пользователей, наличие у нее широко распределенной партнерской сети по всей стране и двенадцати региональных представительств в России и СНГ. Успех будет, когда мы увидим, что преподаватели реально используют наши решения”, — сказал Кевин Мезер.

По данным Елены Новиковой, оснащенность российских учебных учреждений интерактивными компьютерными технологиями пока составляет лишь 10—15%, а в стране около 50 тыс. школ и 700 вузов, 2,5 тыс. колледжей. “Если учесть, что в школах функционируют примерно 290 тыс. кабинетов физики, химии, биологии и начальных классов и лишь 10% из них оснащены современным лабораторным ИТ-оборудованием, то для нас открывается весьма широкое поле деятельности”, — добавила она.

По оценке г-жи Новиковой, Polymedia совместно с американским вендором может рассчитывать в течение нескольких лет занять 25—30% рынка интерактивных решений для образования в России. Компания также видит большой потенциал цифровых лабораторий в плане создания своих интеграционных проектов для образовательных учреждений -— многофункциональные интегративные классы, дистанционное обучение, центры мультимедийных коммуникаций и др.

По официальным данным, в прошлом году PASCO продала около 50 тыс. датчиков в США и свыше 85 тыс. — во всем мире. Наибольшая востребованность цифровых лабораторий отмечена в классах физики (продано более 17 тыс. датчиков), химии (свыше 9 тыс.) и биологии (более 8,5 тыс.). В Америке датчики также закупаются для обучения естествознанию (свыше 5,6 тыс.) и другим дисциплинам.

Продукция нового партнера Polymedia включает в себя не только датчики для сбора данных в реальном времени, но и ПО для визуализации и аналитической обработки собранных данных, интерактивные цифровые лаборатории и лабораторное оборудование. Всё это разработано для проведения практических занятий по разнообразным предметам — химии, физики, биологии, предметам начальной школы. Это оборудование и ПО совместимо как с компьютерами на базе Windows, так и с гаджетами на базе Android, iOS и др. Кевин Мезер отметил, что цифровые лаборатории PASCO отличаются мобильностью и могут быть использованы в дополнение к стационарным вузовским, например, для проведения практических занятий в полевых условиях, в экспедициях и др.

По его словам, технологии PASCO отработаны в стенах многих вузов США с участием ведущих преподавателей. Немаловажным является и то, что на весь комплект оборудования и ПО предоставляется пятилетняя гарантия.

По мнению Елены Новиковой, продукты PASCO отличают “высокий уровень качества и надежности, гибкость в отношении решаемых задач, многофункциональность и мультиплатформенность и, самое главное, — возможность проведения самостоятельных исследований, проектной деятельности, практического познания окружающего мира и увлекательных научных экспериментов”.

Региональный представитель PASCO в России и СНГ Марк Котляр сказал: “Мы особое внимание уделяем подготовке преподавателей, и здесь важно, что эту миссию взяла на себя Polymedia”. Обучение осуществляется по новой системе PASCO — через эксперимент, что “предполагает 95%-ное усвоение информации”, — пояснил он. Лабораторные работы составлены с расчетом на стандартные для урока 45 мин.

“Мы считаем совершенно обоснованным то, что требования к использованию цифровых датчиков включены в образовательный стандарт нового поколения ИТ для всех уровней школьного образования. И рассчитываем, что наше новое решение для Classmate PC с интегрированным ПО PASCO SparkVue будет доступно в рамках совместной инициативы Polymedia и ее нового партнера в России”, — сказал директор программы Intel World Ahead в России и странах СНГ Сергей Жуков.

Директор Института новых образовательных технологий и информатизации (ИНОТиИ) РГГУ Сергей Кувшинов полагает, что со стороны крупных технических вузов, уже обладающих современными профессиональными лабораториями, решения PASCO могут оказаться невостребованными, а вот для многих небольших негосударственных институтов, образовательных центров, колледжей и школ такие продукты могут послужить ценным дополнением к учебному процессу.

С введением новых требований в отечественном образовании большое значение приобретает развитие у учащихся навыков коллективного взаимодействия, распределения задач, коммуникативных способностей, умения находить нужную информацию самостоятельно. Современная школа отдает приоритет развитию навыков перед донесением знаний. Такие требования неизбежно влекут за собой изменение методик, подходов и, разумеется, появление новых ИКТ-инструментов. С помощью цифровых лабораторий PASCO, считают в Polymedia, преподаватели смогут реализовать новый — проектно-деятельностный — подход к обучению: постановка гипотезы с дальнейшей возможностью прийти к выводу методом проб и ошибок, исключая большой объем работы по изучению теории из учебников.