19 сентября в РИА Новостях прошло мероприятие, темой которого было заявлено экспертное обсуждение общественной инициативы об отмене так называемого антипиратского закона (187-ФЗ), вступившего в силу 1 августа текущего года. Соответствующая петиция набрала на сайте “Общественной российской инициативы” более 100 тыс. голосов авторизованных пользователей, что обязывает парламент к ее официальному рассмотрению.

Несмотря на заявленную тему, участники “круглого стола” (депутаты Госдумы, представители Минкомсвязи, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), Открытого правительства, Министерства культуры и пр.) склонны были обсуждать не перспективы отмены 187-ФЗ, а лишь готовящиеся к нему поправки (будто нежизнеспособность общественной петиции является решенным вопросом).

Исключение составил лишь доклад члена Комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Роберта Шлегеля. Из его заявления следовало, что он формально является одним из соавторов 187-ФЗ (хотя присоединился к работе над ним, когда некий текст уже был готов, а предложенные им поправки в финальном тексте отражения не нашли) и при этом поддерживает петицию. Поясняя свои слова, г-н Шлегель обратил внимание на то, что в тексте инициативы содержится не только призыв к отмене закона, но и его конструктивная критика с позиции пользователей. Соответственно данный документ депутат склонен воспринимать как признак необходимости менять механизмы принятия решений в государстве. (Антипиратский закон, как мы теперь достаточно достоверно знаем, принимался впопыхах, под действием лоббистских сил.)

Слова г-на Шлегеля могли бы остаться незамеченными его коллегами, если бы в какой-то момент в зале не поднялся человек, представившийся как Артем Козлюк и заявивший, что именно под его учетной записью в Сети была опубликована рассматриваемая петиция. Г-н Козлюк, представляющий “Пиратскую партию России” и проект “Роскомсвобода” (в качестве руководителя), отметил, что с одной стороны в его документе достаточно четко сформулирована позиция, касающаяся отмены 187-ФЗ, однако при этом он (от лица подписантов) рассматривает возможность общественного обсуждения проблемы. Разумеется, в том случае, если эксперты готовы выработать новый законопроект или принять адекватные поправки к закону существующему. По его убеждению, данный процесс должен происходить с участием общества — на публичной площадке в Интернете. “Роскомсвобода” готова либо сама разработать данную площадку, либо принять участие в ее коллективном создании. Ее прототип в принципе уже есть, предыдущей ночью его запускали и тестировали, он готова к применению. Речь идет о некоем форуме, на котором будут учтены все позиции людей, которым есть что сказать по 187-ФЗ. Также данную площадку можно было бы использовать для обсуждения всех последующих тематических законопроектов. Г-н Козлюк считает, что общество не должно быть отрезано не только от обсуждения, но и от принятия решений по всем резонансным законопроектам. Общество является прямым субъектом взаимоотношений в Интернете.

Рассматривая правовые отношения в Сети в широком смысле, г-н Козлюк отмечает в них явный назревший кризис: пользователи не хотят жить по средневековым законам, а правообладатели на ситуацию повлиять объективно не могут. “Так давайте, наконец, сядем за общий стол переговоров, который соберет авторов, потребителей и посредников”, — воззвал он.

В завершении г-н Козлюк подчеркнул, что в петиции очень подробно описано, что именно общественность не устраивает в 187-ФЗ. И если эксперты и государство не пожелают учесть представленное мнение, то инициаторы петиции будут настаивать на изначально заявленной цели — полной отмене принятого антипиратского закона.

После данного выступления ситуация в зале изрядно накалилась, и в каком-то смысле разрядить обстановку удалось только министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову. Чиновник выразился в том смысле, что люди, подписавшиеся под обсуждаемой петицией, вряд ли, положа руку на сердце, ратуют за процветание пиратства, наверное они все же выступают за совершенствование законодательства.

Г-н Козлюк данное мнение комментировать не стал.