Отметив в прошлом году свое пятнадцатилетие, российская ежегодная конференция, известная до того момента под названием IBM Lotus Forum, сменила имя: в нынешнем сентябре она прошла под названием IBM Social Business Forum (форум по проблемам “социального бизнеса”). Правда, в русском переводе организаторы решили сохранить старую формулировку целевой задачи мероприятия — “Современные пути повышения эффективности коллективной работы”. В такой замене “вывесок” скептики поначалу увидели простой маркетинговый ход, но уже первые презентации показали, что речь идет о серьезных изменениях содержательных аспектов конференции.

Рассказывая о глобальных изменениях в ИТ-мире, непременный главный спикер этого мероприятия последних лет директор по технологиям IBM Social Business & Collaboration ЕMEA Уффе Сорренсен отметил, что мы сейчас переживаем смену эпох развития ИТ, которая характеризуется переходом от “программируемых” систем к “интеллектуальным”. Более конкретно это выражается в коррекции модели использования ИТ: в смене ориентации с процессов на данные, в переходе при обработке данных от фиксированных их объемов к неограниченным, в решении проблем масштабирования за счет более эффективного использования внутренних ресурсов (а не простого наращивания мощностей), а также в переходе от ручного управления системами к автоматизированным методам. С точки же зрения поддержки коллективной работы мы также видим принципиальную смену парадигмы, суть которой заключается в качественно ином позиционировании “человеческого капитала” компаний: если раньше сотрудники рассматривались как исполнители принятых “наверху” решений, то сейчас они становятся активными участниками выработки стратегии и тактики развития организации. Собственно именно в этом и заключается одна из основных идей самой модели “социального бизнеса”.

Что же касается конкретных технологических направлений поддержки этой концепции, то они были вынесены в подзаголовок конференции: социализация взаимодействия, коллективные инновации и мобильность. К этому же списку нужно, конечно, добавить облачные модели применения ИТ, которые, как отметил Уффе Сорренсен, предоставляют бизнесу шанс для “изменений в игровом стиле” (game-changing).

В целом семейство социального ПО IBM сегодня состоит из двух частей — платформы и решения. В состав первой входят компоненты сетевого взаимодействия (IBM Connections, IBM Notes & Domino, IBM Sametime), аналитики (IBM Social Analytics Suite), управления контентом (IBM Enterprise Content Management) и интеграции (IBM Websphere Portal, IBM Web Content Manager). Социальные решения в свою очередь состоят из групп Smart Workforce (пакеты IBM Employee Experience Suite и Kenexa Talent Management Suite) и Smarter Commerce (IBM Customer Experience Suite).

Все эти системы можно использовать как в локальном, так и в облачном вариантах (и в гибридном тоже), при этом IBM предлагает для развертывания и собственный облачный сервис IBM SmartCloud for Social Business, применение которого, как считают в корпорации, особенно эффективно в тех случаях, когда время сотрудника перестает четко делиться на работу и отпуск, будние дни и выходные, рабочее время и досуг, присутствие в офисе и ужин в ресторане, на день и ночь… Последняя версия этой платформы включает большой спектр новшеств по всем основным аспектам ее применения (облачность, мобильность, социальность, консьюмеризация). Однако, наверное, наибольшее внимание участников мероприятия привлек впервые публично представленный в России обновленный вариант популярной системы IBM Notes and Domino 9 Social Edition, в составе которой появились многие дополнительные возможности по поддержке социально-мобильных методов взаимодействия. Стоит также отметить состоявшийся незадолго до московской конференции выпуск нового продукта IBM Sametime 9.

Серьезным усилением социальной составляющей софтверного направления IBM стало приобретение (за 1,3 млрд. долл.) в августе прошлого года компании Kenexa, специализирующейся в области консалтинга по “разумному управлению персоналом” и разработке соответствующих программных средств. Комплекс этих услуг и ПО был впервые представлен на нынешней московской конференции, это сделал директор по решениям IBM для разумного управления персоналом Глен Дитрих, который охарактеризовал средства Kenexa как важное расширение “социального” портфеля IBM для повышения эффективности управления кадрами: найма сотрудников, оценки их потенциала и развития талантов. С помощью данного ПО компании могут решать такие задачи, как подбор претендентов на новые вакансии, выявление лидеров в коллективе, обеспечение обратной связи между сотрудниками и руководством и многие другие важные задачи управления кадрами. По словам г-на Дитриха, эти продукты уже используют представительства международных компаний, но как раз сейчас IBM начинает их активное продвижение в России. Он сообщил, что в текущем году корпорация в три раза увеличила инвестиции в расширение этого направления в быстроразвивающихся странах, в том числе и в нашей. Идет работа и над развитием ПО — так, в частности, уже до конца этого года появится средство Smarter HR Analytics (аналитика для принятия решений отделом кадров), а затем будет представлен модуль Experience of the New Hire, который должен помочь новым сотрудникам входить в курс дела компании, быстрее знакомиться с требованиями руководства и со своими коллегами.