Тема “социальности”, использования методов социальных сетей в деловой жизни организаций и предприятий все шире обсуждается в ИТ-мире. Накапливается отраслевой опыт применения этих средств, расширяется число предложений от поставщиков, но в то же время набирают обороты и споры относительно возможной сферы их реального использования. При этом “социальность” сама по себе отражает очень важный, в какой-то степени даже поворотный, момент в развитии ИТ.

Дело в том, что мир ИТ сегодня довольно четко, хотя и весьма условно, делится на две части: корпоративную и потребительскую (применение ИТ соответственно предприятиями и частными лицами). Так вот, на протяжении всей современной (почти уже семидесятилетней) истории ИТ основным вектором их проникновения в общество было движение от корпоративного сегмента в потребительский (который стал формироваться намного позднее, в конце 1970-х, с появлением микроЭВМ, а потом и ПК). Значимость, удельный вес частного сегмента все эти годы росла, и относительно недавно, возможно, именно в начале нынешнего десятилетия общий вектор “проникновения” сменил направление на противоположный: именно потребительский рынок стал выходить в лидеры по ИТ-инновациям, все сильнее влияя на корпоративную часть. В этом плане вполне можно согласиться с недавно прозвучавшим тезисом Microsoft о том, что современный этап развития ИТ следует назвать “эрой потребителя”.

Социальность пришла на корпоративный ИТ-рынок как раз из потребительского сектора, из публичных социальных сетей, изначально ориентированных на частных лиц (“Живой журнал”, Facebook, Twitter, LinkedIn, “Одноклассники”, “ВКонтакте” и др.). И уже несколько лет такой авторитетный исследователь ИТ-рынка, как Gartner, рассматривает управление социальным контентом как один из семи ключевых компонентов рынка ECM (управление корпоративным контентом), с долей на нем в 15%.

В настоящее время в западных странах проблематика ECM все чаще связывается с реализацией модели “социального бизнеса”. Современные условия экономики требуют, чтобы бизнес был конкурентным, быстро адаптируемым к изменяющимся условиям, изначально нацеленным на постоянную борьбу за повышение своей эффективности. А для решения этих задач организация должна делать ставку на максимальную отдачу своего “человеческого потенциала”, в том числе обеспечивая возможность взаимодействия сотрудников вне формальных деловых процессов и преобразуя знания отдельных людей в корпоративный информационный капитал.

Вопрос, как применять социальные методы в деловой практике, в нашей стране находится еще в стадии изучения и обсуждения; российские ИТ-поставщики начинают продвигать идущие к нам с Запада “социальные” идеи и реализующие их технологии, а заказчики с растущим интересом приступают к их освоению.

Формирование рынка облачного ПО: общая логика

В целом понятие “социальность в деловой среде” имеет несколько различных аспектов, среди которых можно выделить следующие.

1. Использование компаниями публичных социальных сервисов для организации внутреннего взаимодействия сотрудников и для общения с внешним миром (партнеры, клиенты и общественность в широком ее смысле), в частности в PR-работе.

2. Применение социальных методов и технологий в традиционных ECM-продуктах (в том числе в СЭД-решениях). Например, речь может идти о применении социальных идей в пользовательском интерфейсе, а также для поддержки неформального общения сотрудников при автоматизации регламентированных деловых процессов.

3. Использование специальных платформенных и прикладных социальных программных средств, изначально ориентированных на внедрение социальных систем в корпоративную среду, для решения внутренних и внешних коммуникационных задач, а также смежных вопросов управления знаниями.

Первые социальные сети в виде публичных онлайновых сервисов, изначально ориентированные на частных пользователей, стали появляться еще в начале века, но архитектура и ПО создания таких сервисов были своего рода закрытыми ноу-хау их авторов. Однако по мере роста интереса к таким сервисам и повышения спроса на реализацию частных моделей их применения (проще говоря, социальных систем, принадлежащих компаниям-заказчикам) на рынке стал формироваться спрос на инструментарий разработки социальных сетей для реализации разного рода проектов как публичного, так и внутреннего доступа. Сначала он удовлетворялся поставками средств авторов первых социальных сервисов, но потом этим направлением занялись и профессиональные софтверные вендоры — первопроходцами, как обычно, стали специализированные небольшие компании, а потом к ним подключились и ИТ-гиганты.

Так стало формироваться направление средств социального ПО — отчуждаемых программных продуктов, используемых для разработки тех или иных сервисов (речь идет именно о программных инструментах, а не о самих сервисах; поставщики ПО и поставщики сервисов — это в общем случае разные группы игроков). Тут нужно отметить, что реализация социальных систем изначально базировалась на использовании облачных моделей и соответствующих технологий (при том, что термин “облачные вычисления” появился позже термина “социальные сети”). И логика формирования рынка социальных сетей и социального ПО фактически полностью повторилась чуть позже в становлении рынка облачных вычислений, который также развивался от публичных сервисов к реализации частных облачных решений.

“Магические” исследования Gartner

Gartner довольно давно обратила внимание на новый сегмент программного рынка — социального ПО. Результаты своего первого исследования в этой сфере она представила еще в 2008 г. в формате традиционного для себя магического квадранта. Тогда этот сегмент она назвала Social Software, но с 2009 г. стала использовать другой термин — Social Software in the Workplace, “социальное ПО на рабочих местах”. Отчеты по данной теме выпускаются ежегодно, недавно был представлен очередной, с анализом ситуации в 2013-м.

Такой многолетний ряд исследований позволяет проследить логику становления нового и, судя по всему, весьма перспективного направления ИТ-отрасли, дает возможность определить тенденции и спрогнозировать вероятные варианты его развития.

В начальный момент формирования данного рынка, в 2008 г., на нем присутствовало довольно много разработчиков, но почти все они занимали стартовые позиции в зоне “нишевых игроков”. Однако уже тогда там были видны два потенциальных лидера (IBM и Microsoft), имевших статус претендентов. Уже через два года очередной квадрант-2010 демонстрировал конкурентную ситуацию, характерную для довольно высокого уровня зрелости рынка: число участников сократилось, они вполне равномерно распределились по секторам квадранта, и сформировалась тройка лидеров, где к паре ведущих мировых мегавендоров смогла присоединиться компания Jive.

В прошлом году ведущая тройка превратилась в пятерку: к числу лидеров прибавились компании salesforce.com и Yammer. Тут стоит обратить внимание на два момента. Во-первых, их выход на передовые позиции произошел стремительно: salesforce.com в магическом квадранте впервые появилась за год до этого, а Yammer сразу дебютировала в роли лидера. И во-вторых, две компании представляли разные модели выхода на этого рынок: первая является “ветераном” рынка облачных сервисов с 15-летней историей и пришла сюда, развивая свое традиционное CRM-направление, вторая — пример успешного специализированного стартапа. Впрочем, присутствие Yammer на диаграмме Gartner было недолгим, в нынешнем году там ее уже нет: она куплена корпорацией Microsoft, что позволило Редмонду идти “нос в нос” с IBM, которая уделяет повышенное внимание направлению “социального бизнеса”.

Контуры и объемы рынка

Gartner определяет “социальное ПО на рабочих местах” как программные продукты, используемые преимущественно для поддержки коллективной работы в командах, специализированных сообществах и в широких общественных сетях. Это ПО не ориентировано на конкретные сферы деятельности или на определенные бизнес-процессы, обеспечивая разные варианты взаимодействия. Сегодня такие решения предназначены в основном для работы сотрудников внутри предприятий, но все шире применяются также для общения с внешними клиентами, поставщиками и партнерами.

Покупатели на этом рынке ориентируются на использование виртуальных сред, в рамках которых все сотрудники предприятия могут управлять информацией, включая её создание и распространение, поиск необходимых сведений и людей, общаться с друг другом, в том числе в интерактивном режиме реального времени. Продуктами на этом рынке могут быть как приложения с готовым набором (“из коробки”) специализированных функций, так и платформы с базовой функциональностью для создания нужных заказчику прикладных решений.

Компании-заказчики сами определяют уровень формализации использования у себя социальных средств. Какие-то, например, могут использовать данное ПО только для работы узких инициативных групп, какие-то — создавать информационную среду для всей организации; где-то оно применяется исключительно для внутреннего общения, где-то — для взаимодействия с внешней средой.

Вот как сегодня выглядит примерный список решаемых с помощью социального ПО задач с точки зрения конечных пользователей:

  • поиск нужных (в личном или профессиональном плане) людей или информации о них;
  • получение информации для решения своих задач (советы, отзывы, ссылки на источники);
  • формирование команд, сообществ или информационных групп, привлечение в них внешних участников из других организаций;
  • совместная работа в дружелюбной социальной среде;
  • обсуждения, получение комментариев по рабочим темам;
  • организация работ с учетом разных точек зрения;
  • выявление релевантных работ и тем;
  • выявление людей с общими интересами;
  • предупреждение пользователей о появлении информации или событий, которые могут быть им интересны;
  • обучение на основе чужого опыта.

Компании, используя социальные средства, имеют в виду решение следующих деловых задач:

  • улучшение в целом ситуации в коммуникациях людей и в распространении информации;
  • повышение производительности труда команд, эффективности проектов и деловых процессов;
  • поддержка сообществ, стимулирующая процессы выявления и продвижения инноваций, обучения людей, распространения передового опыта и формирования эффективных человеческих связей класса “точка — точка”;
  • решение кадровых проблем, в том числе таких, как удержание нужных компаниям людей и привлечение новых “интеллектуальных” сотрудников.

По мнению Gartner, направление ПО поддержки социальной и групповой работы остаётся динамично растущим с высоким уровнем конкуренции, там постоянно появляются новые игроки, при этом интенсивно идут процессы консолидации. По итогам 2012 г. Gartner оценивает рынок корпоративного социального ПО в 840 млн. долл., с перспективой роста в ближайшие пять лет на 13,4% ежегодно — до 1,4 млрд. долл. в 2016 г.