Немногим более года назад, при анонсе Windows Server 2012 в сентябре 2012 г., корпорация Microsoft впервые использовала для обозначения стратегии развития своих программных продуктов корпоративного назначения термин Cloud OS (облачная операционная система). Наблюдатели тогда расценили этот момент, как вполне понятную замену традиционного названия “серверная платформа Microsoft” на новое, более созвучное тенденциям и веяниям моды на современном ИТ-рынке, отметив, правда, некоторые признаки плагиата, поскольку ровно те же слова компания VMware применила для обозначения своего комплекса ПО еще четырьмя годами ранее. Тем не менее было понятно (это подтверждали представители самой Microsoft), что речь идет не конкретном продукте, а обо всем комплексе ПО корпорации, более того, скорее даже о концепции его построения и развития.

В этой ситуации прозвучавшее в конце нынешнего октября заявление Microsoft о доступности Cloud OS в России несколько озадачило ИТ-общественность, поскольку, с одной стороны, такого продукта у корпорации нет, а с другой — все компоненты системы корпоративного ПО компании в целом уже давно представлены в нашей стране. Так что же подразумевает корпорация, говоря о своей новой облачной платформе? Ответы на эти вопросы представители Microsoft дали на прошедшем в конце ноября в Москве Cloud OS Summit.

Напомним, что примерно в это же время года в течение почти пятнадцати лет Microsoft проводила свое крупнейшее ежегодное российское мероприятие, которое долго время называлось “Платформа”, а последние два года проходило как TechEd Russia, собиравшем более 3000 участников. Однако в этом году эта традиция прервалась, представители московского офиса корпорации объясняют это изменениями в информационном пространстве: учитывая современные коммуникационные возможности проведение масштабных очных встреч, по их словам, становится не очень эффективным, для этого лучше использовать различные онлайновые варианты общения, посвятив офлайновые мероприятия более специальным темам. Именно поэтому было решено завершить календарный год конференцией по актуальным облачным вопросам, на которую собралось, по сведениям организаторов, свыше 500 очных слушателей, а за трансляцией наблюдала намного более многочисленная аудитория.

Именно к ним обратился директор по продвижение решений Microsoft Кун Конинг, напомнивший, что мы живем сейчас в условиях трансформации ИТ-мира, которая определяется четырьмя глобальными тенденциями:

  • облачные вычисления — реализация ИТ-инфраструктуры, поддерживающей масштабирование ресурсов по требованию;
  • методы обработки больших данных, позволяющие быстрее и качественнее принимать бизнес-решения;
  • использование самого широкого спектра клиентских устройств, что дает возможность сотрудникам работать везде в удобном для них режиме доступа к ИТ-ресурсам;
  • создание и применение бизнес-приложений, отвечающих новым требованиям заказчиков и реализуемых с учетом новых архитектурно-технологических возможностей.

В свою очередь, изменение возможностей ИТ и нужд потребителей заставляет ИТ-поставщиков корректировать, причем весьма радикально, представляемые на ИТ-рынке продукты и услуги. Стратегия же Microsoft в области серверно-корпоративного ПО сводится к созданию единой операционной платформы (что и называется Cloud OS), позволяющей работать на трех разных уровнях — в ЦОДах заказчика, в средах независимых сервис-провайдеров, а также в облаках Microsoft. При этом одно из главных преимуществ подхода корпорации, по мнению г-на Конинга, заключается в том, что она предлагает своей огромной экосистеме клиентов и партнеров эволюционный путь развития, позволяющий минимизировать затраты по трансформации используемых унаследованных систем и в максимальной степени задействовать накопленный опыт и знания.

Говоря о современном ИТ-ландшафте в России, со ссылкой на данные IDC и других исследователей местного ИТ-рынка, он отметил, что сегодня на 77% серверов установлена ОС Windows Server, за последние пять лет доля виртуализированных серверов возросла с 5 до 25% и сейчас Microsoft является в нашей стране в сфере виртуализации игроком номер один. Местный же рынок облачных услуг по итогам 2012 г. примерно в равных частях делится на сегменты частных (39%), публичных (31%) и частно-виртуальных (30%) облаков, а с точки зрения модели использования облачных ИТ распределение выглядит так: SaaS — 54%, IaaS — 38%, PaaS — 8%. Важной тенденцией является рост доли платформенных облачных сервисов (PaaS), и как раз Microsoft, по данным самой корпорации, со своей системой Windows Azure является лидером, динамично развиваясь во всем мире.

О конкретных предложениях корпорации рассказал руководитель направления бизнеса партнеров-разработчиков приложений и облачных сервисов московского офиса Microsoft Дмитрий Марченко. На сегодняшний день основными компонентами того, что называется Cloud OS, являются ОС Windows Server 2012 R2, система управления ИТ-ресурсами System Center 2012 R2, СУБД SQL Server 2012, клиентско-офисное семейство Office 365, платформа разработки Visual Studio 2013 и, конечно, собственно облачная платформа Windows Azure. Использование этих и других средств Microsoft позволяет реализовать концепцию “ЦОД без границ”, создавая современные масштабируемые по требованию ИТ-инфраструктуры. Такой подход дает возможность виртуализации любой нагрузки и простого перемещения нагрузок из ЦОДа в облако и обратно, использования многоуровневого хранения данных как локально, так и удаленно, а также динамического развертывания приложений и данных с применением единых инструментов.

На конференции были приведены практические примеры реализации этих идей партнерами и заказчиками Microsoft, среди которых был особо выделен пилотный проект размещения системы “1С:Предприятие” в среде Windows Azure, реализованный в рамках реализации подписанного недавно соглашения о стратегическом сотрудничестве Microsoft и “1С” в облачной сфере.