19 декабря итоги рабочего года для своей структуры подвел председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов.

По его словам, при участии Комитета в государстве были сделаны существенные шаги в совершенно новых направлениях. И прежде всего в плане регулирования деятельности в информационных системах и в Интернете. Наиболее важным (“прорывным”) актом законотворчества в этом плане он считает федеральный закон от 2 июля № 187-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Напомним, что в соответствии с ним суды получили право в предварительном порядке (а не после длинного разбирательства, когда это уже не слишком актуально для правообладателей) блокировать пиратские ресурсы.

История принятия этого закона туманна. По версии блогосферы, которую вынужден был подтвердить сенатор Руслан Гаттаров, финальный текст законопроекта в одночасье появился после встречи представителей видеоиндустрии с Владимиром Путиным. (Ранее депутаты обсуждали другие, сильно отличающиеся редакции.) Однако г-н Митрофанов, как и следовало ожидать, придерживается официальной версии, в соответствии с которой законодатели сознательно ограничили список объектов регулирования только видеопродукцией (кино, сериалы и пр.), и не стали его расширять дальше, потому что нужно было посмотреть, как станет работать новая система. Дескать, она слишком новаторская. По мнению г-на Митрофанова, проба прошла успешно — ответственный за вынесение решений Мосгорсуд работает нормально. И предрекаемый многими коллапс не произошел.

Как уверяет слуга народа, сейчас законодатели размышляют над тем, какие виды контента вводить в это правовое поле дальше. Идет дискуссия о том, что нужно распространить 187 ФЗ на все виды авторских произведений, однако он с таким подходом не согласен, считая, что и дальше нужно действовать пошагово. Одними из первых, в его понимании, нужно защитить компьютерные программы, ТВ-трансляции (о чем мало говорят) и компьютерные игры. Это тоже ограниченное число объектов защиты, поэтому здесь также вряд ли выстроится очередь из правообладателей со своими требованиями, как это обязательно произойдет по отношению к литературным произведениям и музыке. Г-н Митрофанов отмечает, что его позиция многих обижает, но он не устает напоминать, что по обычной процедуре люди и сейчас могут защищать свои права, просто процедура 187-го закона позволяет это делать оперативно.

Переходя к другим событиям уходящего года, слуга народа заявил, что есть шанс еще до 31 декабря принять третий (второй в этом году) закон, касающийся блокировки контента в информационно-коммуникационных средах. В данном случае речь идет о сайтах с экстремистской тематикой.

В отношении систем связи в этом году начал действовать принятый ранее закон о переносимости номеров мобильной связи. 1 декабря, как когда-то и обещал публично, г-н Митрофанов лично посетил один из салонов связи в центре Москвы без предварительного согласования и написал соответствующее заявление. По его словам, оператор пообещал осуществит процедуру переноса после новогодних праздников. Правда, перед этим слугу народа попросили подписать достаточно странную бумажку, о том, что он предупрежден о возможности возникновения технических проблем. По мнению г-на Митрофанова, это может являться средством отпугивания граждан, однако он отказываться от подписи не стал — технические проблемы могут быть везде; бумага ни о чем.

В продолжение этой темы г-н Митрофанов также напомнил о принятии оригинального, на его взгляд, закона об ответственности операторов за несоблюдение закона о свободной переносимости номеров, в соответствии с которым неудовлетворенные граждане через 8 дней после подачи заявления смогут общаться бесплатно — за счет нерадивого оператора. (Вступает в силу с 1 марта 2014 г.)

Также на тему связи был принят закон о раздельных счетах на голосовые и контентные услуги. С 1 мая будущего года абонент будет иметь право просить оператора не сваливать все в одну кучу, в которой крайне сложно разобраться, за что именно начислен тот или иной платеж.

Отвечая на вопрос о реформе Почты России (изначально эта тема не планировалась к обсуждению), г-н Митрофанов заявил, что до конца года соответствующий законопроект, возможно, будет в Госдуму весен. Правда, на данный момент финального текста все еще нет, хотя дискуссия идет уже полтора года. Комментируя ранние версии, он отметил, что ему не очень понятно желание превратить Почту в банк и сделать в ней банковские услуги основными. Конечно ни у кого не вызывает сомнений, что банк с 42 тыс. отделений — это замечательно, но Почта под это “заточена” не была. А то что делалось для одних целей, по мнению г-на Митрофанова, очень трудно переориентировать на другие. Это требует замены персонала, оборудования и пр. И главное возникает вопрос, сколько это будет стоить, и зачем все это делать, когда банки в стране и так есть.

Второй момент. Почта хочет прибегнуть к коммерческим кредитам на свое реформирование. У г-на Митрофанова это также вызывает ряд вопросов. В его понимании кредиты очевидным образом связаны с процентами, которые лягут в итоге на государственные плечи. Потому что фактически это деньги под госгарантии. Ведь это только на словах звучит красиво: мы не берем бюджетных денег. Но в итоге мы явно имеем дело с увеличение государственного долга, так как все понимают, что Почта ведь по определению не может закрыться по процедуре банкротства.

При всем при этом г-н Митрофанов считает, что сам настрой на реформу у нового руководства Почты абсолютно правильный — люди пришли с большим желанием менять устаревшую систему.

Сам слуга народа видит будущую Почту как серьезно отстроенную логистическую машину, где принимаются простые, но точные решения и где письмо, скажем, по Москве доходит за один день, а по стране за несколько дней, как это и было когда-то. Главное — это отнюдь не автоматизация всех процессов, главное — результат.

В завершении пресс-конференции г-н Митрофанов подтвердил, что скорее всего закон о льготах для малых ИТ-компаний (снижение порога численности сотрудников с 30 до 7) почти наверняка будет принят до 31 декабря. (Второе чтение должно состояться 20 декабря.)

Ну а рассуждая о главных мировых тематических тенденциях уходящего года, г-н Митрофанов в первую очередь отметил дискуссию о защите персональных данных, порожденную Эдвардом Сноуденом. По мнению г-на Митрофанова, мы все должны понимать, что полностью защититься просто невозможно, также как нельзя это сделать в обычной жизни. Гарантий здесь никто дать не сможет, хотя пытаться усилить защиту, безусловно, нужно. Но в целом тенденция такова, что со временем о нас будут знать все больше и больше, уж извините, — завершил свое выступление слуга народа.