Какие облачные ИТ-сервисы в России востребованы предприятиями малого бизнеса и что именно пользуется популярностью? В какой-то степени на эти вопросы (точнее, на второй из них) дает ответ опубликованная статистика по итогам работы компании “Деловая среда”, занимающейся оказанием консультационных услуг и продажами сервисов небольшим организациям и частным предпринимателям по всей стране. По данным авторов отчета, в настоящее время в арсенале линейки интернет-магазина компании сейчас находится более сорока бизнес-приложений от независимых российских разработчиков, в уходящем 2013 году было осуществлено в общей сложности более 60 тысяч продаж. Анализ спроса показывает такую картину (см. рисунок): треть продаж облачных сервисов для малого бизнеса приходится на интернет-бухгалтерию и программы по подготовке налоговой отчетности, 24% — на сервисы для эффективного управления отношениями с клиентами и организации продаж, 14% -- на приложения для ведения складского учета, регистрации продаж и аналитики. Далее следуют приложения для создания сайтов и интернет-магазинов (9%) и различные почтовые сервисы (8%). Доли консалтинговых бизнес-приложений и программ для организации коммуникации и связи составили 4% и 1% соответственно. В линейке приложений “Деловой среды” также представлен софт для решения комплексных задач управления предприятием, организации баз данных, бизнес-шаблонов, организации удаленных рабочих мест и услуг по внедрению, но доля их продаж составила менее 1%.

Тут нужно напомнить, что “Деловая среда” была создана в начале лета 2012 г. как дочерняя структура Сбербанка России в рамках реализации стратегии крупнейшего банка страны по поддержке развития малого бизнеса. Тогда говорилось о создании интернет-портала, который должен был заниматься предоставлением различного рода услуг клиентам, включая информационные материалы, консультации, а также продажи программных прикладных средств. В начальный момент было не очень понятно, какую роль на себя возьмет “Деловая среда” на софтверном рынке. Из первых заявлений складывалось впечатление, что она будет выступать как SaaS-провайдер (включая хостинг, биллинг и полную поддержку клиентов). Но довольно быстро стало понятно, что компания вполне разумно решила ограничиться именно функциями продвижения и продажи ПО и сервисов – крайне важной для российского SaaS-рынка задачей, поскольку вопросы именно популяризации новый облачных ИТ-возможностей (да и не только облачных, но и традиционных ИТ-решений) являются весьма актуальными для сегмента малого бизнеса. Понятно, что у Сбербанка с его мощной системой присутствия по всей стране для решения этих задач имеются огромные возможности.

В линейке продаваемых программных средств “Деловой среды” имеются как SaaS-сервисы, так и традиционные коробочные продукты. Из сообщения компании об итогах работы в прошедшем году следует, что малый бизнес все больше интересуется именно облачными сервисами.