Как сообщила пресс-служба Минкомсвязи, в конце декабря глава российского правительства подписал распоряжение № 2516-р “Об утверждении Концепции развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде”. Сама концепция была разработана Минкомсвязи совместно с Минкэономразвития в соответствии с поручением премьер-министра и направлена на повышение качества и доступности электронных госуслуг в рамках выпонения Указа Президента № 601 от 7 мая 2012 г. В настоящее время Минкомсвязи разрабатывает конкретный план мероприятий (“Дорожная карта”) по реализации концепции, который должен быть передан на рассмотрение правительства в первом квартале 2014 г.

Напомним, что Указ № 601 стал одним из первых подобных документов, подписанных Владимиром Путиным сразу после вступления его в должность президента, что само по себе говорит об актуальности вопроса. В указе сформулированы достаточно четкие показатели в деле совершенствования системы государственного управления, которое должно обеспечить правительство:

  • уровень удовлетворенности граждан качеством госуслуг (включая и муниципальные) к 2018 г. — не менее 90%;
  • доля граждан, имеющих доступ к получению госуслуг по принципу “одного окна”, к 2015 г. — не менее 90%;
  • доля граждан, использующих механизм госуслуг в электронной форме, к 2018 г. — не менее 70%;
  • снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган госвласти для получения одной госуслуги к 2014 г. — до двух;
  • сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган госвласти для получения госуслуги к 2014 г. — до 15 минут.
  • В указе также перечислен большой список поручений правительству по работе в этом направлении.
  • В утвержденной сейчас концепции говорится, что реализация мероприятий по внедрению ИКТ в органы власти, предоставляющих услуги, в 2002—2013 гг. позволила решить ряд важных задач, в том числе:
  • сформировать основы ведомственной, региональной, а в некоторых случаях и муниципальной информационно-технологической инфраструктуры;
  • начать формирование общефедеральной инфраструктуры электронного правительства;
  • начать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и с использованием межведомственного взаимодействия;
  • сформировать основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов, предоставляющих услуги.

И тем менее, ключевым тезисом концепции является констатация того факта, что практика выполнения мероприятий по формированию электронного правительства выявила ряд проблем в целеполагании, а также организационных и технических проблем. В результате делается вывод о том, что при сохранении текущей динамики работ в этом направлении показатели, установленные Указом № 601, не смогут быть достигнуты. Для изменения же темпов движения вперед требуется пересмотр ряда как организационных, так и технических аспектов деятельности в этом направлении правительственных структур и органов госвласти.

В документе говорится, что основной канал удаленного доступа к услугам — единый портал госуслуг (ЕПГУ) — недостаточно ориентирован на потребности пользователей. В частности, у него явно недостаточная внутренняя поисковая доступность размещенных на портале услуг, его содержимое недоступно для внешних поисковых систем, лишь для малого числа услуг реализована возможность предварительного заполнения электронных форм и заявлений, не налажено информирование граждан о текущем статусе получения услуги.

Несмотря на требования действующего законодательства, значительное число федеральных государственных услуг не представлены на ЕПГУ и доступны в электронной форме только через официальные сайты органов, предоставляющих эти услуги, или специализированных операторов, в том числе за плату. Отсутствие интеграции разных сайтов и систем приводит к необходимости многократных регистраций и предоставления гражданами одних и тех же персональных данных различным операторам.

При переводе услуг в электронную форму и при организации межведомственного взаимодействия зачастую не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. В результате затраты на предоставление услуг, несмотря на значительные бюджетные расходы на ИКТ, не сокращаются. До сих пор не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг часто не предусматривает электронных каналов взаимодействия. В частности, лишь для единичных услуг установлена допустимость получения результата услуги в электронном виде, пригодном для дальнейшего использования при взаимодействии с госорганами и в гражданском обороте. На практике получается, что обращение к электронному каналу получения услуги в редких случаях уменьшает число очных посещений заявителем офиса поставщика услуг или действительно устраняет необходимость подачи бумажных документов, констатируется в документе.

Ряд существенных проблем технического и организационного характера имеется на уровне инфраструктуры электронного правительства (ИЭП). В существенной мере их появление определялось тем, что ИЭП создавалась последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации. В результате сформированная инфраструктура недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. При этом избыточные архитектурные решения ведут к завышенным затратам на поддержку и эксплуатацию ИЭП.

В этой связи авторы концепции констатируют, что распределенная архитектура единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая состоит из 84 узлов, расположенных в семи ЦОДах в разных регионах России, приводит к необоснованным затратам на закупку и модернизацию дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования и, как следствие, к удорожанию процессов поддержки и обновления программных продуктов, не предоставляя при этом существенных преимуществ. В то же время в силу принятых проектных и организационных решений рост числа пользователей ИЭП ведет к неоправданному росту нагрузки на систему и к снижению надежности ее функционирования, резко повышает затраты на развитие и эксплуатацию ИЭП.

Есть вопросы и на уровне нормативно-законодательных требований. Так результатом отсутствия законодательного определения понятия ИЭП, нормативно установленных параметров качества обслуживания и экономически обоснованных расценок на работы и услуги единственного исполнителя работ государственной программы “Информационное общество” стала коммерциализация процессов формирования и использования инфраструктуры (в документе название “единственного исполнителя” не приводится, но его имя хорошо известно — “Ростелеком”). Реализуемый ранее подход к созданию ИЭП привел к тому, что ряд информационных систем, входящих в состав ИЭП, спроектирован таким образом, что не может функционировать автономно без подсистем, принадлежащих “Ростелекому”. В результате получилось, что у правительства России отсутствуют имущественные права на ряд ИТ-компонентов, вследствие чего отсутствует возможность производить их доработку, затруднены контроль и оценка качества эксплуатации, планирование развития. В концепции приводится такой пример: часть функций информационно-платежного шлюза реализована в системе информационного сопровождения платежей, принадлежащей “Ростелекому”, которому также принадлежит система контроля и управления функционированием ИЭП, необходимая для мониторинга ИЭП, управления запросами и инцидентами.

В результате в концепции делается вывод о том, что закрытая архитектура информационных систем, образующих ИЭП, чрезмерная сложность регламентов разработки и эксплуатации сервисов СМЭВ и форм ЕПГУ препятствуют формированию конкурентного рынка услуг подключения федеральных и региональных информационных систем к ключевым элементам ИЭП. Все это негативно сказывается на стоимости таких работ, темпах выведения услуг на ЕПГУ и подключению к СМЭВ органов, предоставляющих услуги.

Основной объем текста концепции связан с достаточно подробным описанием требований как к системе госуслуг, так и схемам ее реализации и развития с участием различных правительственных ведомств и органов сласти. В частности, там говорится о необходимости развития ЕПГУ, об упрощении регистрации на нем, о создание единой системы справочников и классификаторов для государственных информационных систем, более удобных пользовательских интерфейсах, о возможности оплаты пошлин и начислений в режиме онлайн, об удаленной записи на посещение ведомств, о возможности получения результата оказания услуги специальным госкурьером, а также о формировании единого пространства доверия электронной подписи и развитие системы межведомственного электронного взаимодействия. Совместно с Минэкономразвития выбраны наиболее востребованные услуги (15 федеральных и 20 региональных и муниципальных), по которым будут прорабатываться единые решения для всех этапов их оказания: регистрации, подачи заявления, записи в очередь на посещение, оплаты, информирования, обжалования.

Отдельный раздел концепции посвящен вопросам развития ИЭП, там определены такие основные направления работ:

  • развитие каналов доступа к государственным и муниципальным услугам;
  • формирование и ведение модели государственных данных;
  • обеспечение доверенного взаимодействия;
  • развитие системы межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия;
  • формирование инструментов управления качеством государственных услуг;
  • формирование инженерной инфраструктуры электронного правительства.

В качестве одного из руководящих принципов указана необходимость обеспечения отчуждаемости ИЭП от ее разработчиков, поставщиков и эксплуатирующих организаций. Для реализации этого подхода необходимо, чтобы порядок разработки, введения в эксплуатацию и модернизации ИЭП предусматривал в обязательном порядке документирование всех используемых технологий и проектных решений, а также независимый от оператора инфраструктуры контроль условий сборки и выполнения ПО, его версионный контроль. При этом должно быть обеспечено обладание Российской Федерацией имущественными правами (в том числе правами на модификацию) на разработанное за счет средств федерального бюджета для нужд ИЭП программного обеспечение.

Как именно планируется реализовать все изложенное в концепции, станет известно из “Дорожной карты”, которая должна быть внесена Минкомсвязи на рассмотрение правительства в начале следующего года.