В конце января в разных концах света произошло несколько событий, которые в очередной раз продемонстрировали то, что отношение госструктур к виртуальной валюте в мире ужесточается. Так, 27 января Банк России выпустил предупреждение, адресованное физическим и юридическим лицам, в котором предостерег от использования виртуальной валюты при совершении сделок. В данном случае в сообщении пресс-службы Центробанка упоминается конкретная электронная платёжная система Bitcoin, использующая одноимённую цифровую валюту ( биткоины ).

В ЦБ напомнили, что в России нет юридически обязанных субъектов по виртуальной валюте и отсутствует её обеспечение. “Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости”, — отмечается в пресс-релизе. В своём обращении ЦБ напомнил, что на территории России запрещён выпуск денежных суррогатов.

Опасность использования криптовалюты ЦБ объяснил анонимностью при расчёте биткоинами: при использовании виртуальной валюты для совершения каких-либо операций покупатели могут быть непреднамеренно вовлечены в противоправную деятельность. Следовательно, предоставление услуг по обмену криптовалюты на рубли и иностранную валюту, а также на товары в соответствии с российским законодательством может расцениваться как содействие отмыванию доходов и финансированию терроризма.

Всего за несколько дней до этого в России начала работать система автоматической обработки платежей Bitcoin и Litecoin под названием ALFAcoins, позволяющая интернет-магазинам и сервисным порталам принимать платежи в криптовалюте с выплатой в рублях на расчетный счет. В ответ на заявление ЦБ генеральный директор ALFAcoins Руслан Мамедов сообщил, что в компании полностью поддерживают все правительственные усилия по обеспечению правопорядка и с нетерпением ждут четкого регулирования в отношении Bitcoin и Litecoin. При этом в пресс-релизе ALFAcoins обращается внимание на то, что ЦБ не относит биткоины к денежным суррогатам и не запрещает использовать на территории России, а также не предупреждает о юридической ответственности за осуществление операций с криптовалютой.

В мире нет единого мнения относительно правового статуса виртуальной валюты. Так, Франция и Индия пока не выработали позицию в отношении криптовалют. Правительства или центробанки Японии, Южной Кореи, Дании, Швеции и Хорватии объявили, что не станут запрещать или регулировать обращение биткоинов. В Германии считают, что биткоин не может быть классифицирован как электронная или иностранная валюта, а больше подходит под определение частных денег. В Швейцарии предложили рассматривать его как иностранную валюту, но окончательное решение до сих пор не принято. Запрет на проведение операций с ними выдал лишь Народный банк Китая.

В США весной 2013 г. комиссия по финансовым преступлениям предложила регулировать операции по обмену любых криптовалют на доллары так же, как и операции по обмену любых валют между собой. В связи с этим биржи и обменные пункты должны были зарегистрироваться в качестве поставщиков финансовых услуг. Тогда до получения соответствующих лицензий закрылось несколько обменных сервисов. Осенью того же года было решено не запрещать хождение криптовалют, а работать над регулированием этого бизнеса.

27 января 2014 г. в США были арестованы два представителя крупной биткоин-биржи, им было предъявлено обвинение в попытке отмывания денег и осуществлении финансовых операций без надлежащей лицензии. Прокурор Прит Бхарара не назвал напрямую компанию, которая была задействована в противоправной схеме, однако один из арестованных — Чарли Шрем, руководитель крупнейшего обменного сервиса BitInstant. Вместе с ним по делу проходит Роберт Файелла, который якобы посредством компании Шрема продавал биткоины пользователям интернет-магазина Silk Road. Данный магазин известен тем, что в нём можно приобрести наркотики и другие запрещённые товары. По версии обвинения, арестованным удалось продать кибервалюты на сумму 1 млн. долл. “Когда биткоины, как и любая другая традиционная валюта, отмываются и используются для финансирования преступной деятельности, у правоохранительных органов нет иного выбора, как начать действовать. Мы будем настойчиво преследовать тех, вводит новые виды валют для противоправной деятельности”, — заявил Прит Бхарара.

Вице-президент и главный аналитик Forrester Research Брайан Хопкинс считает, что виртуальная валюта никуда не исчезнет, более того, в будущем она окажет значительное влияние на всемирную экономику. Исследователь аргументировал это тем, что финансовый кризис последнего десятилетия показал полную несостоятельность правительств разных стран. Они просто не успевают за стремительной глобализацией и развитием технологий, которые оказывают влияние на рынки. При этом пиринговая система электронной наличности даёт интернет-пользователям уверенность, так как способна обеспечивать высокую ликвидность в большинстве непредвиденных ситуаций. В век потребления покупатель ожидает получить то, что хочет, на своих условиях, и приходит к тому, кто может выполнить его условия. Люди хотят иметь возможность покупать безопасно, дёшево, с гарантиями и анонимно, чтобы “никакое правительство или компания не могли залезть в их кошелёк, обязав платить налоги или чаевые”. Виртуальная валюта соответствует потребительским запросам, и это делает её такой влиятельной.