Рассмотрев общее положение на формирующемся, но, судя по всему, весьма перспективном рынке сервисных облачных платформ для корпоративных приложений (см. “Формирование рынка платформ приложений как сервис aPaaS”), теперь можно познакомиться с его основными игроками и их предложениями в этой сфере. Наверное, в первую очередь для широкой российской ИТ-аудитории сегодня представляют интерес лидеры последнего магического квадранта Gartner и наиболее близкие к ним преследователи из сегмента “претенденты” — Salesforce.com, Microsoft и Google (см. рисунок).

Salesforce.com

Salesforce.com по праву считается первооткрывателем направления SaaS и числится лидером этого рынка до сих пор. Любопытно, что компания начала свою деятельность в 1999-м, почти одновременно с другим технологическим “пионером” и современным ИТ-лидером — VMware. Но если виртуализация уже давно признана на рынке общепринятой технологией, то у SaaS выдался более тяжелый путь, причем до полного и безоговорочного признания предстоит еще долгая дорога.

В России Salesforce.com известна в основном как поставщик CRM-SaaS (хотя после некоторого всплеска активности работы несколько лет назад ее деятельность в нашей стране в последние годы не очень заметна), но на самом деле она является также пионером направления PaaS, чем во многом и объясняется ее явное лидерство, по версии Gartner, на этом рынке сегодня. Еще в 2007-м компания представила первую версию своей PaaS-платформы Force.com, преобразовав внутреннюю программную инфраструктуру, изначально созданную для реализации CRM-SaaS, в формат публичного сервиса. По мнению Gartner, именно Force.com сегодня является лидером на PaaS-рынке, представляя собой реализованный в варианте “настоящего облака” (cloud-native) высокопроизводительный, многопрофильный облачно-платформенный сервис.

Относительно недавно компания представила систему Salesforce1 Platform, объединившую в себе Force.com и совершенные за последние году технологические приобретения (в первую очередь, Heroku1, облачную среду разработки приложений). При этом важно отметить, что сама Force.com основана на собственной СУБД (сугубо проприетарной, высокопроизводительной и “настоящей облачной”), на базе которой строятся все SaaS-приложения salesforce.com и которая, в свою очередь, доступна в виде сервиса Database.com (dbPaaS).

Система Heroku, которая была приобретена Salesforce.com в 2010 г., предлагается на рынке как в виде aPaaS-сервиса, способного работать в сети дата-центров AWS (Amazon Wed Sevices). Система эта обеспечивает поддержку большого числа языков и фреймворков из мира Open Source. Новая версия Heroku1 включает мост синхронизации данных, с помощью которого Heroku-приложения могут работать с информационными массивам SaaS-приложений PaaS-СУБД от salesforce.com. Другие важные компоненты Salesforce1 Platform — AppExchange (магазин приложений, созданных на базе Force.com), Communities and Chatter (среда поддержки социальных вычислений), Identity (обеспечение безопасности и однократной авторизации), а также ряд инструментов разработки, наборы SDK и библиотеки API для создания мобильных, Web- и сервис-ориентированных приложений. Принципиальным моментом является то, что все предложения salesforce.com доступны только в виде облачных сервисов, в арсенале компании нет никакого онпрепис-софта.

По мнению Gartner, salesforce.com является безусловным крупнейшим провайдером на рынке aPaaS, сохраняющим очень высокие темпы роста по всем ключевыми показателям (доходы, база пользователей, число приложений), сделавшим изначальную ставку на облачную идею и сохраняющим верность ей. Компания имеет давно узнаваемое имя и хорошую репутацию на рынке.

Ее лидерство во много объясняется высоким качеством используемых архитектур и технологий, постоянной нацеленность. компании на создание и использование инновационных решений. Хотя само ПО компании проприетарное, ее платформа является достаточно открытой благодаря разного рода API. Огромная база пользователей SaaS-решений компании давно привлекают внимание разного рода ИТ-фирм, в первую очередь независимых разработчиков, которые сейчас составляют весьма представительную часть партнерской экосистемы.

В то же время, по мнению Gartner, проприетарная природа Force.com создает определенные проблемы для ее использования внешними разработчиками при создании собственных приложений. Интеграция Heroku и Force.com пока на находится минимальном уровне, хотя можно ожидать, что он будет повышаться. Жесткая приверженность сервисной модели, отсутствие онпремис-аналогов компонентов платформы создают проблемы при создании заказчиками гибридных облачных систем.

В среде заказчиков есть также определенные сомнения в стратегических перспективах PaaS-предложений компании, поскольку все же salesforce.com считается в первую очередь именно SaaS-провайдером, для которого платформенное направление является не главным. Правда, сама salesforce.com всячески старается изменить такое представление о себе, и выпуск Salesforce1 Platform как раз должен способствовать решению этой задачи.

Microsoft

Облачная платформа Windows Azure поддерживает обе инфраструктурные модели — IaaS и PaaS, причем по первоначальной идее Microsoft система должна была работать в варианте PaaS, но логика развития ситуации на облачном рынке заставила компанию реализовать и схему IaaS. Такое расширение возможностей платформы, а также наличие у компании мощных средств для создания частных облачных инфраструктур делает Windows Azure достаточно привлекательной для корпоративных заказчиков.

Microsoft фокусируется на реализации концепции “облако в основе всего”, ее работа в этом направлении характеризуется частыми обновлениями системы и агрессивным созданием новых функций и улучшений существующих средств. Свою долгосрочную цель компания видит в создании полной инфраструктуры для разработки и использования .NET-приложений в виде PaaS-сервисов. Фактически Azure представляет собой именно PaaS-систему, поскольку кроме aPaaS-средств она включает СУБД SQL Database (dbPaaS), сервисы обмена сообщениями на уровне ПО промежуточного уровня (Windows Azure Service Bus), распределенные сервисы управления данным in-memoru (Windows Azure Cache), а также возможности интеграции класса iPaaS (Windows Azure BizTalk Services). Недавно были также добавлены сервисы Windows Azure Mobile Services для мобильных приложений с поддержкой множества мобильных клиентов. Наличие у Microsoft широкого круга прикладных облачных сервисов (например, Dynamics CRM Online в варианте SaaS и Office 365, в составе которого есть SharePoint Online), конечно, усиливает возможности реализации облачной стратегии этого вендора.

Как уже было сказано, само понятие Windows Azure сегодня означает комбинацию IaaS- и PaaS-сервисов. При этом сервисы класса aPaaS обозначаются как Windows Azure Cloud Services. Отдельно нужно отметить aPaaS-сервисы Windows Azure Web Sites, предназначенные для создания относительно простых Web-приложений.

Достоинство Azure в том, что Windows-разработчики и те, кто знаком с .NET, находят тут знакомую комфортную среду. Это очень привлекает миллионы разработчиков, система является родной для огромной армии поставщиков Windows-продуктов. При этом наряду с .NET платформа поддерживает Node.js, Java, PHP, Python, Ruby и среды разработки исполнения приложений, в том числе Linux в IaaS. Сформулированная не так давно концепция Microsoft Cloud OS нацелена на уравнивание возможностей публичного и частного облаков, что позволяет корпоративных клиентам при использовании Azure быть уверенными, что эта среда хорошо интегрируется с существующим ИТ-окружением и что у них будет возможность в некоторых случаях запускать приложения как в своих ЦОДах, так и в Azure. В целом облачное видение Microsoft является достаточно широким, оно включает поддержку интеграции на уровне управления бизнес-процессами, вычисления в памяти, обмен сообщениями и ряд других сервисов в дополнение к базовым средствам aPaaS. Нужно также понимать, что Azure представляет собой быстрорастущую комбинацию IaaS и PaaS, что позволяет разработчикам использовать нужный уровень абстракции, в том числе в виде объединения двух моделей в одном проекте.

Из недостатков предложений Microsoft отмечается, что, несмотря на наличие Visual Studio, все же инструментальные средства компании в малой степени реализуют идеи быстрой разработки с использованием моделей и визуального проектирования. Наверное, включение в Windows Azure возможностей xRM (среда разработки Dynamics CRM) было бы полезным, но вендор не проявляет активности в этом направлении. Заметные проблемы с продвижением облачной платформы Microsoft связаны с неопределенностью ее стратегического курса в связи с предстоящей сменой топ-менеджеров компании, а также из-за определенных пересечений Azure c делами компании, связанными с настольными системами и Office. Поддержка всего спектра облачных сервисов (IaaS, PaaS и SaaS) также распыляет усилия компании. В то же время усилия по обеспечению совместимости Windows Azure и Windows Server пока еще не завершены, при этом маркетинговые обещания намного опережают существующие реалии.

Google

Компания предлагает App Engine, сервис класса aPaaS с разделяемой ОС, с архитектурой “настоящего облака” и высоким уровнем управления, как часть своей облачной системы Cloud Platform. Она доступна в отдельных реализациях для Java, Python, Go и PHP. App Engine — это также один из пионеров рынка PaaS, который при этом наглядно показывает, что от предварительного варианта до рабочей системы путь бывает неблизким: сервис работал в режиме Preview более трех лет (с апреля 2008 по сентябрь 2011 гг.).

Кроме того, в состав Google Cloud Platform входят такие компоненты, как Compute Engine (IaaS-предложение), Cloud SQL (реляционная СУБД в варианте dbPaaS на базе MySQL с открытым кодом), NoSQL Cloud Datastore (облачное файловое хранилище), Cloud Endpoints API (для поддержки клиентских приложений) и BigQuery (средства для поддержки анализа больших данных).

App Engine обладает на сегодня весьма значительной клиентской базой, она сейчас насчитывает, как говорит Google, примерно 30 тыс. активных (платящих деньги) заказчиков, в числе которых как совсем небольшие Web-инноваторы, так и очень крупные деловые Web-сайты, такие как Snapchat и Khan Academy. Также, по данным вендора, более 90% его собственных ИТ-систем работают на базе App Engine, собственно весь этот проект появился именно в результате преобразования собственной внутренней ИТ-инфраструктуры компании в вариант публичного сервиса.

Высокая репутация Google как облачного сервис-провайдера и одного из пионеров использования методов Big Data во многом определила доверие рынка к App Engine и другим PaaS-предложениям компании, предназначенным для реализации проектов, требующих высокоэластичного масштабирования, обработки большого числа наборов неструктурированных данных и решения ряда задач бизнес-аналитики. Некоторые добавленные возможности корпоративного уровня (обеспечение SLA на уровне 99,95%, надлежащая техническая поддержка, наличие реляционной СУБД, развитый версионный контроль, минимальное время простоя, автоматическое масштабирование, наличие базовых сервисов распределенного кэширования, управление жизненным циклом проектов на базе фреймворков Apache Maven и Spring для Java-версии сервиса) в существенной мере устранили традиционные опасения рынка в отношении подходов aPaaS вообще и в исполнении Google в частности. Возможности интеграции на уровне API позволяют предлагать PaaS-функционал для создания заказчиками гибридных ИТ-систем, в том числе с использованием других систем программирования. Конечно, привлекательным для заказчиков является вариант комбинированного применения прикладных (Google Apps в реализации SaaS) и платформенных (Google Cloud Platform, IaaS и PaaS) предложений Google.

И тем не менее, хотя репутация Googe как сервис-провайдера корпоративного уровня растет, этого пока еще явно недостаточно, чтобы компании могли смело размещать свои внутренние бизнес-системы в ее облачной среде. Все же Google на ИТ-рынке сейчас в основном воспринимается как вендор, нацеленный исключительно на потребительский сегмент. Для успеха в корпоративной сфере компании нужно еще многое сделать, чтобы преодолеть такое мнение. Достаточно жесткая ориентация исключительно на облачные сервисы, отсутствие опремис-версий не способствуют успеху у огромного множества заказчиков, которые хотели бы иметь возможность создания гибридных публично-частных облачных сред, особенно на нынешнем раннем этапе освоения модели облачных платформ. Правда, для портирования их среды App Engine в онпремис-окружение можно использовать некоторые предложения от независимых поставщиков (например, Red Hat CapeDwarf и AppScale), но все же возможностей этих средств маловато для реализации всего потенциала облачных сервисов Google.

В целом многие предложения Google изначально ориентируются на независимых Web-инноваторов, что, в свою очередь, затрудняет воплощение некоторых привычных для корпоративных приложений функций. Отсутствие технологий интеграции приложений, BMP-средств, механизмов обработки событий (хотя поддержка очередей имеется), средств миграции унаследованных систем — все это ограничивает возможности использования Google Apps для большинства корпоративных прикладных проектов. Кроме того, нужно сказать о явно недостаточном числе приложений от независимых разработчиков ПО, притом что существующие партнеры технологически привязаны в платформе Google, что ограничивает их возможность работы с широким кругом клиентов как в плане географии присутствия, так и вертикальных рынков.