На ИТ-обучение влияют две основные тенденции. Бурное развитие информационных технологий, с одной стороны, подстегивает спрос на услуги обучения, так как специалистам нужно постоянно обновлять знания, а с другой —ставит перед учебными центрами (УЦ) новые вызовы, потому что благодаря Интернету людям становится доступна практически любая информация, и на разных сайтах есть масса бесплатных курсов в удобном формате. Это серьезная конкуренция для учебных центров, которым приходится доказывать свою полезность на таком фоне. О том, как им это удается, рассказывают эксперты из учебных центров.

В ожидании кризиса

Помимо развития информационных технологий на деятельность учебных центров влияет общая ситуация в российской экономике, где явно наблюдаются негативные процессы. И хотя пока большинство УЦ не почувствовали снижения спроса на свои услуги, они готовятся к любому развитию событий, используя накопленный опыт работы в нелегких экономических условиях.

В некоторых учебных центрах, таких как УЦ “Информзащита”, УЦ КУДИЦ, “Академия информационных систем” (АИС) и центрах сертифицированного обучения компании “1С”, спада пока не наблюдается. Видимо, это связано с особенностями специализации этих учебных центров. Так, Илья Андреев, руководитель отдела организации обучения фирмы “1С”, объяснил это тем, что специалисты по системе “1С:Предприятие” востребованы даже в самые кризисные годы, а спрос на обучение в основном определяется выпуском новых версий системы и решений на ее основе.

Однако большинство экспертов ожидают снижения инвестиций в обучение. По словам директора УЦ РДТЕХ Андрея Чумакова, в связи с ожиданиями экономического кризиса замораживание и обнуление бюджетов на обучение наблюдалось еще с конца 2012 г. Он полагает, что в марте 2014-го ситуация изменится, но в какую сторону — покажет время.

Юрий Малинин, ректор АИС, считает, что если обратиться к опыту кризисного 2008 г., то можно предположить, что в ближайшее время произойдет сокращение бюджетов, выделяемых в корпоративном секторе на обучение. Это, в свою очередь, может привести к снижению спроса на очное обучение и заметно повысить интерес к обучению дистанционному.

Кроме того, эксперты надеются на рост спроса со стороны физических лиц, так как высокая конкуренция среди специалистов, попавших под сокращение в кризисный период, является сильнейшей мотивацией для повышения квалификации и получения дополнительных сертификатов.

Есть еще один нюанс, на который указал Михаил Солохин, генеральный директор УЦ КУДИЦ: “Рынок обучения, как и любого продукта с добавленной стоимостью, реагирует на рост или стагнацию экономики с небольшим опозданием и обычно не так уж сильно. Заказчик уже приобрел оборудование или решение, ему требуются специалисты для их обслуживания. Иначе вложения не окупятся. Поэтому, возможно, замедление роста на нашем рынке проявится в большей степени в 2015 г.”.

Это мнение разделяет Дмитрий Гудзенко, директор УЦ “Специалист” при МГТУ им. Н.Э. Баумана, который отметил, что хотя ситуация на рынке плохо сказывается на ИТ-обучении, две тенденции подстегивают спрос: “Во-первых, на рынке труда немало людей, которые осваивают новую профессию или совершенствуют имеющиеся знания, а во-вторых, компании продолжают инвестировать в обучение. Один из наших клиентов сказал: “Слишком расточительно иметь пять посредственных программистов. Я лучше обучу одного хорошего, который спокойно сделает всю их работу”.

Алексей Янкевский, менеджер по развитию бизнеса УЦ SmartLevel компании IBS Platformix, также объясняет рост спроса желанием руководства инвестировать в обучение ради повышения квалификации персонала, чтобы, с одной стороны, увеличить эффективность работы компании, а с другой — удержать ценных сотрудников: “Отрадно, что за последние годы произошли существенные изменения в самих подходах к образованию: от экстренного латания дыр к последовательному и плановому обучению”.

Новые технологии как двигатели спроса

Главный стимул к ИТ-обучению — сами ИТ, которые постоянно развиваются. В результате появляются спрос на специалистов по новым технологиям и мотивация к их освоению. В последнее время на первый план вышли такие новинки, как облачные, мобильные и социальные технологии, Big Data. Как в УЦ распределяется спрос между передовыми и традиционными направлениям?

По единодушному мнению экспертов, интерес к новинкам есть, но основными “кормящими” направлениями все же остаются традиционные программы обучения, что связано с глубоким проникновением определенных вендорских продуктов в ИТ-инфраструктуру бизнеса предприятий.

По словам Дмитрия Гудзенко, новые технологии и курсы первыми осваивают люди, которые являются новаторами: “Поскольку ИТ — отрасль сама по себе инновационная, таких новаторов здесь относительно много — порядка 20—25%. Именно они формируют спрос на учебные программы по самым передовым технологиям”.

Учебные центры стараются привлечь таких новаторов. Так, УЦ “Специалист” открыл курсы этичного хакинга, учебные программы по облачным технологиям и разработке мобильных приложений, готовит курс по разработке для настольной Mac OS, популярность которого растет в связи с интересом к iOS. “Информзащита” также предлагает новый курс по этичному хакингу, профпереподготовку по экономической безопасности.

В УЦ РДТЕХ в 2013-м стартовали курсы по Big Data и решениям для бизнес-аналитики. “Интерес к таким решениям растет, — отметил Андрей Чумаков. — Big Data — одно из самых актуальных направлений развития ИТ-рынка на протяжении последних пяти лет, так как непрерывно растущий объем информации требует новых подходов к обработке данных”.

В “1С” запущен курс для разработчиков мобильных приложений на платформе “1С:Предприятие 8.3”. По словам Ильи Андреева, этот курс пользуется спросом и поэтому проводится ежемесячно.

В УЦ КУДИЦ обучение по новым технологиям также становится все более востребованным. В качестве примера Михаил Солохин привел курсы по облачным, социальным и мобильным технологиям, а также по Big Data: “Правда, пока эти курсы читались считанные разы, а из перечисленных выше технологий больше всего спрос на облака”.

Кроме того, УЦ постоянно расширяют набор программ по другим новым направлением, пусть и не столь модным, но зато востребованным. “Такая политика помогает поддерживать высокий уровень преподавателей, стимулируя их всегда самыми первыми изучать новейшие технологии, а также позволяет центру завоевывать новые сегменты рынка”, — сформулировал общую идею Дмитрий Гудзенко.

Хорошим стимулом к обучению является получение сертификата, который служит индикатором уровня профессиональных знаний специалиста, своеобразным показателем его ценности для работодателя. И хотя пока в нашей стране несертифицированных ИТ-специалистов гораздо больше, чем сертифицированных, некоторые эксперты отметили рост спроса на сертификацию.

Дмитрий Гудзенко объясняет это изменениями в экономической ситуации: “В кризис спрос на сертификацию особенно растет, поскольку знания, подтвержденные международным стандартом, повышают шансы на трудоустройство в крупной западной компании. Это общемировая тенденция, и Россия не остается от нее в стороне”.

Юрий Малинин отметил, что важным стимулом к сертификации является рост требований работодателей к квалификации соискателей. Но при этом спрос на сертификаты меняется в зависимости от популярности тех или иных тем. А качестве примера он привел востребованный раньше сертификат по стандарту Банка России, который сегодня практически не преподается в АИС. Его место заняло обучение вопросам информационной безопасности в национальной платежной системе.

Алексей Янкевский также отметил повышение заинтересованности в обучении на курсах, которые подразумевают сертификацию, поскольку это напрямую отражается на рыночной стоимости специалистов.

Но в целом, по мнению экспертов, спрос на ИТ-сертификацию зависит от маркетинговой активности вендоров. В периоды акций поток слушателей на определенные курсы может возрасти в полтора-два раза.

Новые форматы как стимул к обучению

Чтобы привлечь слушателей, учебные центры стараются расширить выбор различных форм обучения. Это движение началось еще в кризис 2008-го и продолжается до сих пор. В результате в дополнение к традиционному формату появились разные дополнительные, такие как персональное, открытое и очно-заочное обучение, вебинары. Новые форматы значительно повышают гибкость процесса образования и открывают доступ к курсам более широкому кругу слушателей.

Но несмотря на такое разнообразие подходов, все эксперты отметили, что наибольшим спросом пользуется традиционное обучение в классе. Так, в 2013-м доля слушателей очных курсов в УЦ “Информзащита” составила 68%, в УЦ “Специалист” — 77%, а в УЦ IBS Platformix и в “1С” — более 90%.

В УЦ РДТЕХ также преобладает спрос на традиционный формат. Андрей Чумаков объясняет это тем, что целевая аудитории — сотрудники крупных коммерческих компаний и организаций госсектора: “Финансовые потери, связанные с некачественной работой ИТ-специалиста крупной компании, огромны, поэтому для таких заказчиков востребована именно очная форма обучения, когда гарантировано качественное усвоение материала благодаря не только более тесному контакту с преподавателем, но и проводимой оценке полученных знаний по окончанию каждого курса”.

Тем не менее интерес к новым форматам растет. Так, в УЦ РДТЕХ спрос на вебинары и онлайн-обучение по технологиям Oracle увеличился в 2013-м в два-три раза. В УЦ “Специалист” новые форматы выбрали 23% слушателей, при этом 8% спроса пришлось на вебинары, 10% — на открытое обучение и 5% — на очно-заочный подход. Дмитрий Гудзенко отметил, что стабильный рост числа слушателей продолжается, в первую очередь, именно за счет развития новых направлений и форм обучения.

В УЦ “Информзащита” дистанционное образование выбрали 32% слушателей. В УЦ IBS Platformix доля персонального обучения составляет 3%, вебинаров — 5%, а очно-заочного обучения — 2%. В “1С” расширяется спектр интернет-курсов и вебинаров по системе “1С:Предприятие”, которые проводят партнеры компании.

Но у дистанционных форматов есть свои недостатки, на которые указала Ольга Дыбова, заместитель директора УЦ “Информзащита": “В удобстве дистанционного обучения есть свои ловушки — никто не заставляет студента напрягаться, к тому же не предполагается, что ведущий курса всегда готов ответить на все вопросы. Таким образом, студент должен сам найти ответ. И хотя существуют форумы и сообщества, где можно решить проблему сообща, есть вероятность, что такая помощь окажется не очень компетентной. По нашим оценкам, люди, обучавшиеся дистанционно, сдают заключительные тесты на 20% хуже, чем слушатели очных курсов”.

По ее мнению, онлайн-образование может служить палочкой-выручалочкой, когда человек умеет правильно оценивать свои способности и предмет обучения. Если же предмет требует повышенного внимания и правильно расставленных преподавателем акцентов, стоит прослушать курс лекций в аудитории.

Более категорично по этому поводу высказался Алексей Янкевский. Он считает, что онлайн-обучение возможно лишь по программам базового уровня, так как более глубокие знания требуют работы на реальном оборудовании.

Наряду с внедрением и освоением новых форматов обучения происходит и обновление используемых в их рамках технологий. Так, в связи с ростом популярности мобильных устройств за рубежом уже используются технологии мобильного обучения. Наши УЦ также готовятся их применять или уже применяют.

В частности, в “1С” разработан ряд интернет-курсов, адаптированных в том числе и для мобильных устройств. Положительно оценивают перспективы мобильного обучения в УЦ “Информзащита”. “Мы относимся к этому методу так же, как и к любому онлайн-курсу: если предмет требует повышенного внимания и правильно расставленных преподавателем акцентов, стоит подождать с новыми технологиями и найти время прослушать курс лекций в аудитории. Если слушатель сильно мотивирован на обучение, владеет навыками самоорганизации и т. п., то вполне можно поучиться посредством различных новых технологий”, — считает Ольга Дыбова.

В АИС есть курс по управлению проектами, обучение по которому предполагает использование специального приложения для планшетов и смартфонов, представляющего собой симулятор реального проекта. “Такой подход позволяет полностью вовлечь слушателя в процесс обучения в любой точке планеты”, — отметил Юрий Малинин.

Однако для всех ли предметов приемлемо мобильное обучение? По мнению Дмитрия Гудзенко, мобильные устройства особенно хороши для просмотра учебных пособий, но о полноценных образовательных программах с их использованием говорить пока рано: “Формат вебинара уже сейчас позволяет работать с применением мобильных устройств: заниматься, к примеру, в парке или в кафе. Другое дело, что не все курсы для этого пригодны. Курс сборки ПК предполагает максимум практики, а для работы с САПР и трехмерной графикой требуется мощный компьютер. Даже в формате вебинара слушатели выполняют лабораторные работы на стационарных компьютерах, получая удаленный доступ к нашим серверам”.

Суммируя мнения экспертов относительно дистанционных методов обучения, можно сделать вывод, что у новинок есть большое преимущество — снижение затрат как у клиента, так и у учебного центра, а также возможность гибко подстраиваться к графикам слушателей и преподавателей. Поэтому хотя спрос на новые подходы еще не очень высок, будущее — за ними.

От Москвы до самых до окраин

В России основные центры авторизованного обучения в области ИТ сосредоточены прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, но спрос на качественное обучение есть и в регионах, поэтому столичные УЦ не оставляют без внимания этот перспективный рынок.

Наиболее развитую региональную учебную сеть имеет компания “1С”. По словам Ильи Андреева, сейчас активно работает около 400 Центров сертифицированного обучения “1С”, которые охватывают почти все регионы страны. В результате в 2013-м на Москву и Санкт-Петербург пришлось менее половины слушателей — 30% и 15%, а остальное — на другие города.

Большинство экспертов отмечают рост спроса на ИТ-обучение в регионах в 2013-м по сравнению с предыдущим годом. Так, в УЦ IBS Platformix число таких слушателей выросло на 28%. В АИС также отметили оживление спроса на 20%, причем особенно активно в прошедшем году шло обучение на Дальнем Востоке и Севере страны. В УЦ КУДИЦ приток региональных слушателей вырос на 40%.

Тем удаленным слушателям, которые хотят учиться очно, учебные центры предлагают выездное обучение с развертыванием виртуальных лабораторий. Но все большей популярностью пользуются вебинары и другие онлайновые методы. “Раньше почти 100% слушателей приезжали в Москву из регионов на очное обучение, теперь же около 75% обучаются посредством вебинаров, — сказал Дмитрий Гудзенко. — Вебинары составляют около 8% наших учебных программ, и мы планируем постепенно довести их долю до 10%”.

УЦ КУДИЦ, имеющий ряд филиалов в крупных городах России и СНГ, считает наращивание присутствия в регионах своей стратегической задачей, надеясь компенсировать возможное замедление роста рынка ИТ-обучения в 2015-м за счет обеспечения доступности обучения на всей территории России и стран СНГ, а также продвижения ценности авторизованного обучения и профессиональной сертификации.

Сейчас, по словам Михаила Солохина, УЦ КУДИЦ предоставляет услуги по обучению в любом городе по требованию заказчика либо очно с выездом преподавателей, либо с помощью двух онлайн-форматов. Первый позволяет слушателю виртуально присутствовать на очном курсе в московском офисе и выполнять контрольные практические задания на удаленных машинах под наблюдением преподавателя, а второй дает возможность изучать материал курса в любое удобное для слушателя время без привязки к расписанию и выполнять контрольные задания.

Онлайновые курсы вендоров как подспорье для УЦ

В последние пару лет в области обучения вообще и ИТ-обучения в частности появилась тенденция, способная перевернуть весь мир образования. Это связано с открытием массовых открытых онлайновых курсов (Massive Open Online Course, MOOC).

ИТ-вендоры подхватили это начинание и тоже стали создавать в Интернете открытые образовательные ресурсы. Так, Microsoft запустила обучающий портал Microsoft Virtual Academy (MVA), на котором предлагается несколько сотен технических курсов на многих языках, в том числе и на русском, а Cisco создала портал Cisco Learning Network, открыла виртуальные лаборатории и начала предоставлять открытый доступ к электронной библиотеке с учебными материалами и другие образовательные услуги. Такое развитие событий не могло не вызвать беспокойства у учебных центров, тем более, что программы Microsoft и Cisco являются самыми востребованным на рынке авторизованного обучения.

Однако эксперты не теряют оптимизма. Признавая, что бесплатные онлайновые курсы вендоров могут конкурировать с программами УЦ, они утверждают, что это справедливо только на начальном уровне обучения, а более высокие уровни подготовки требуют совместной работы с преподавателем. “Учитывая, что обращающиеся к нам специалисты в первую очередь ориентируются на повышение квалификации, а не на постижение азов, мы не видим серьезной угрозы в онлайн-курсах, предлагаемых производителями”, — сказал Алексей Янкевский.

По словам Юрия Малинина, бытует мнение, что скоро все обучение уйдет в онлайн, но в действительности слушатели еще не готовы полностью отказаться от живого общения с преподавателем и присутствия в аудитории. С ним согласен Дмитрия Гудзенко, который считает, что период бурного увлечения MOOC постепенно проходит: “Стало ясно, что на такие курсы охотно записываются, но даже лучшие из них заканчивают не более 5% слушателей. Причина — отсутствие эмоциональной связи с преподавателем и низкая мотивация”. Он считает, что онлайн-курсы, опубликованные в Интернете, похожи на самоучители, а для качественного обучения нужен живой преподаватель, который будет учитывать реальные интересы слушателей. Поэтому УЦ “Специалист” внедряет смешанные формы, такие как очно-заочное обучение, дополняя возможности очного образования новыми технологическими и методическими средствами.

Компания “1С” разрабатывает и поддерживает бесплатные курсы и обучающие ресурсы, но, по словам Ильи Андреева, эти ресурсы не конкурируют с очным платным обучением, которые предлагают участники партнерской сети “1С”, а дополняют его: “Например, сервис “1С:Учебное тестирование” стал онлайн-тренажером для более чем 120 тыс. пользователей, которым он помог закрепить полученные при обучении знания и подготовиться к экзамену”.

Некоторые эксперты даже считают, что бесплатные онлайновые курсы подстегивают рынок, так как способствуют росту интереса слушателей к обучению. “Проводя бесплатные курсы, мы популяризируем вендоров, что, в свою очередь, приводит к увеличению притока слушателей на очное обучение по более глубоким техническим программам”, — сказал Юрий Малинин и добавил, что, например, реализация бесплатного дистанционного обучения по продуктам компании КРИПТО-ПРО не привела к снижению спроса на очное обучение по этим технологиям.

Михаил Солохин также считает, что бесплатные онлайновые курсы вендоров носят, скорее, маркетинговый характер и не являются техническим обучением. К тому же многие из них представлены на английском языке, что также отчасти сужает их аудиторию. “Специфика ИТ-обучения заключается именно в сложности преподаваемого материала, особенно это касается решений нашего стратегического партнера — компании IBM, — сказал он. — Поэтому мы развиваем онлайновые форматы, но это полноценное обучение, так как у слушателей есть возможность задать интересующие вопросы высококвалифицированным преподавателям, выполнить контрольные задания и разобрать ошибки”

Перспективы роста

Несмотря на необходимость ИТ-обучения, рынок учебных услуг еще невелик. И хотя после последнего кризиса спрос на услуги УЦ идет вверх, есть ряд сдерживающих факторов.

По мнению Андрея Чумакова, традиционным сдерживающим фактором для развития ИТ-обучения является несовершенство налогового и трудового законодательства: “Отсутствует полноценная “ученическая” контрактная система, по которой работник несет ответственность перед работодателем. Из-за этого работодатель не защищен от риска потери квалифицированного персонала и финансовых вложений в его дорогостоящее обучение”.

Еще одним немаловажным тормозящим фактором он считает то, что при оптимизации бюджетов руководством компании в первую очередь сокращаются затраты на ИТ-обучение, так как результат от инвестиций в повышение квалификации сотрудников ощущается не сразу. Видимо, это связано с менталитетом некоторых руководителей, которые не понимают, что ИТ-специалисту нужно учиться постоянно, чтобы быть в курсе всего того, что происходит в ИТ-отрасли и уметь применять передовые технологии.

Но и сами специалисты далеко не всегда осознают важность обучения. “Иногда человек, прослушав парочку бесплатных вебинаров по какому-то направлению и поучаствовав в семинарах или конференциях в рамках профессиональных выставок, думает, что он все знает по этому направлению. Но это далеко не так”, — подчеркнула Ольга Дыбова.

Илья Андреев напомнил, что наша страна переживает период демографического провала, во время которого развивать ИТ-обучение непросто. В таких условиях важно повышать популярность профессии программиста: “В последние годы мы уделяем большое внимание подготовке не только студентов профильных вузов, но и школьников. Чтобы получить положительный эффект от обучения, детей важно увлечь, пробудить интерес к специальности и показать, что программист — это перспективная, интересная и хорошо оплачиваемая профессия”.

По словам Ильи Андреева, проект обучения школьников активно развивается уже два года, все начиналось с 22 человек, а осенью 2013 — уже более 1600 школьников приступили к занятиям в “1С:Клубах программистов”, организованных на базе учебных центров фирмы “1С” и сети партнеров.

Но просветительскую работу нужно вести не только среди школьников, а также и в кругу руководителей компаний и отделов. “Корпоративный сектор, по сути, не заинтересован в выделении бюджетов на обучение своих сотрудников, — сказал Юрий Малинин. — Есть ли у руководителей понимание необходимости обучения? В крупном бизнесе — скорее да. В среднем и малом чаще всего закрывают “дыры” по оперативным задачам в обучении, например, получением сертификации по вендорскому продукту. А выгоды от инвестиций в профессиональное развитие сотрудников, например по управлению проектами и т. д., для СМБ-компаний зачастую не ясны. Поэтому задача учебных центров довести до руководителей простую истину: обучение — это не затраты, а инвестиции в более эффективную и качественную работу специалистов”.

Алексей Янкевский считает одним из тормозов спроса на ИТ-обучение отсутствие отраслевых стандартов и требований к людям, принимаемым на работу в сфере ИТ. По его словам, подготовка, полученная в вузах, зачастую ничего общего с реальной практикой не имеет и выпускников приходится просто переучивать или, как минимум, систематизировать их знания.

Что касается стимулов к обучению, то, по мнению Алексея Янкевского, это может быть перспектива работы за рубежом или переход на руководящие должности. Кроме того, спросу способствует сокращение бюджетов на закупку оборудования. В связи с этим возрастают требования со стороны бизнеса к повышению отдачи от существующей ИТ-инфраструктуры и развитию дополнительных сервисов, что невозможно без специалистов с глубокими знаниями.

Но главный стимул — мотивация самих людей. По мнению Дмитрия Гудзенко, в массовом сознании пока еще не созрело понимание, что для построения успешной карьеры нужно учиться всю жизнь: “Последний кризис наглядно продемонстрировал, что легкие деньги в экономике закончились, и если мы хотим жить, как на Западе, то нужно и учиться, как на Западе. Я говорю, прежде всего, о концепции Lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни, в соответствии с которой строят свои образовательные программы ведущие зарубежные университеты и учебные центры. С развитием этого понимания, которое неизбежно придет и в Россию, мы увидим новый образовательный бум. Полагаю, это вопрос ближайших пяти лет”.