Эта сделка века на сумму 19 млрд. долл. может быть остановлена из-за проблем с защитой персональной информации. Две американские организации, занятые вопросами охраны личных данных, обратились в Федеральную торговую комиссию США с просьбой провести расследование планов Facebook в отношении персональных данных 450 млн. пользователей WhatsApp.

Этой же проблемой озабочены аналогичные организации из Европы и некоторые пользователи WhatsApp, которые объявили через Twitter, что собираются отказаться от работы с этим приложением из-за недовольства политикой Facebook по использованию личной информации для рассылки персонализированной рекламы.

Дело в том, что компания Facebook, занимающая первое место на рынке социальных сетей, получает основной доход за счет целенаправленного распространения рекламы, предназначенной для пользователей разного пола, возраста, профессий и т. д. Правда, компания заключила с Федеральной торговой комиссией соглашение сроком на 20 лет, согласно которому она должна получать у пользователей разрешение на раскрытие персональных данных.

WhatsApp придерживается совершенно другого подхода. Одна из причин, по которой этой молодой компании удалось привлечь к своему онлайновому мессенджеру такое количество пользователей, заключается в полном отказе от сбора личной информации и размещения какой бы то ни было рекламы. Кроме номеров мобильных телефонов, этот сервис не хранит ничего — ни имен, ни адресов электронной почты, ни другой контактной информации. Единственный источник дохода WhatsApp — символическая плата в один доллар в год, получаемая от некоторых пользователей.

Но сохранится ли эта политика после того, как WhatsApp войдет в состав Facebook? Сомнения организаций Electronic Privacy Information Center и Center for Digital Democracy вызывает тот факт, что нынешний мессенджер Facebook собирает и хранит всю информацию о пользователях, какую только может получить. Поэтому эти организации и передали в Федеральную торговую комиссию заявление с просьбой убедиться в наличие достаточно мощных средств для защиты данных пользователей WhatsApp от доступа к ним со стороны Facebook’а.

Оба участника сделки стараются успокоить взволнованную общественность. В ответ на заявление сторонников защиты личной информации представитель Facebook напомнил, что его компания не раз повторяла что WhatsApp будет работать в качестве отдельной структуры с соблюдением всех прежних обязательств относительно безопасности и защиты персональных данных. Глава Facebook Марк Цукеберг еще в феврале заявил, что не собирается менять то, как WhatsApp оперирует данными пользователей. По его словам, идея слияния заключается в том, чтобы расширить масштаб работы этого сервиса, при этом полностью сохранив принцип его работы. Он обещал не размещать рекламу в WhatsApp.

То же самое повторил глава и сооснователь WhatsApp Ян Коум, подчеркнув, что отталкивать пользователей не в интересах компании.

Но, несмотря на эти заверения, инициаторы обращения в Федеральную торговую комиссию напомнили, что в прошлом Facebook уже менял политику купленных компаний в отношении персональной информации, приведя в качестве примера фирму Instagram, купленную в 2012-м, и попросили регулятора обеспечить защиту данных пользователей WhatsApp от практики сбора личной информации, применяемой Facebook’ом.