На новом витке информатизации российского образования информационные технологии должны сыграть ведущую роль в том, чтобы всего за пять лет рейтинг наших вузов существенно вырос, а качество образования повысилось и стало доступным во всех регионах России. О том, какие ИТ-решения действительно могут серьезно помочь в выполнении этой задачи рассказала Анна Зуева, директор компании “Делайт 2000” — старейшего российского AV-интегратора, многие годы плодотворно работающего с системой образования и создавшего для этой сферы десятки эффективных решений.

Что надо учитывать при информатизации системы образования?

При информатизации системы образования надо учитывать, что сегодняшние студенты относятся к “поколению Y”, ценности и привычки которых сложились в эпоху Интернета. Визуальные средства стали для этого поколения естественным форматом получения знаний и обмена информацией. Они самостоятельны и предпочитают сами выбирать учебные курсы, что дает широкую возможность для развития дистанционного обучения и электронного обучения в режиме on-demand. Преподавателям, средний возраст которых выше 40 лет, иногда это трудно понять и перестроиться. Но первая волна Y-ков уже закончила аспирантуру и пришла на начальные преподавательские позиции. Иными словами, в преподавательской среде уже появился слой, на который можно опереться в полномасштабном переформатировании образования, и который психологически уже не разделен с учащимися и сам нуждается в новых инструментах. И слой этот будет расти достаточно быстро.

О чем надо думать при разработке технической концепции вуза?

Вузам стоит задуматься о комплексной поддержке подготовки цифрового контента и о способах его “потребления” студентами и преподавателями в учебном процессе. Нужно не только организовать отдельные операции (например, запись лекций или проведение вебинаров), но и продумать рабочие процессы в целом (workflow). Важны также простота и удобство решения для всех категорий пользователей, т. е. usability. В настоящее время, когда новые технологии и методики обучения не только не отработаны, но и не слишком известны преподавателям, вузам надо сосредоточиться на универсальных инфраструктурных решениях, которые не зависят ни от предметной области, ни от какой-либо определенной методики преподавания. Такой подход обеспечивает высокую гибкость и возврат инвестиций.

В основе этого подхода лежат аудиовизуальные (AV) технологии, позволяющие создать и объединить различные виды информации (видео, звук и текст), обеспечить их хранение, управление ими, передачу большому числу пользователей и воспроизведение по запросу или расписанию с высоким уровнем качества.

А где взять качественный контент?

Необходимо организовать запись лекций и семинаров лучших преподавателей, используя, с одной стороны, средства, которые позволяют преподавателям действовать так, как они привыкли (писать на интерактивных досках, как на обычных, использовать документ-камеры для демонстрации на экране ранее подготовленных лекций, печатных материалов, различных объектов), а с другой стороны, интеллектуальные средства видеозаписи (настраиваемые видеокамеры, запись одновременно видео и контента с ПК).

Для этого надо превратить аудиторию в виртуальную студию, оснастить ее средствами записи и вывода контента, решить вопросы акустики и освещения, подключения к сети передачи данных. Все эти задачи должен решать профессиональный AV-интегратор.

На каком участке надо сконцентрировать усилия для большей отдачи?

Думаю, что центральным звеном будущей системы сегодня является медиаархив (МА) вуза. Нужен и полный набор инструментов для улучшения контента (аннотирования и комментирования, рубрикации и поиска, связывания видеозаписей с диаграммами, текстами, презентациями). Для этого МА должен быть интегрирован с удобным порталом, а также с медиасерверами и сетями доставки контента, позволяющими максимально качественно воспроизвести его на любом мобильном или стационарном устройстве (от смартфона и планшета до компьютера, проектора и видеостены). При этом МА должен функционировать в режиме 24х7х365, поддерживая одновременную работу десятков тысяч преподавателей и студентов. При проектировании таких систем, выборе архитектурных и программно-технических решений необходимо применять комплексный подход к задаче.

Какими характеристиками должен обладать правильный МА?

Фундаментом такого МА может быть только полнофункциональная масштабируемая AV-платформа промышленного уровня. Наши эксперты, проанализировав различные варианты, выбрали видеоплатформу VBrick (США), которая позволяет организовать не только запись лекций в аудитории, но и создать централизованное управление МА с распределенным и безопасным хранением материалов и поддержкой десятков тысяч пользователей. VBrick даёт возможность смотреть учебные материалы как в прямой трансляции, так и по требованию в удобное время и в удобном месте, на компьютере, планшете или мобильном телефоне. Кроме того, данная система может быть использована для практически мгновенного распространения важной информации (например, оповещения об опасности в случае возникновения чрезвычайной ситуации).

Насколько сложен путь от платформы до внедрения?

Создание единой информатизированной образовательной среды — это сложнейшая задача. Но в том и состоит задача интегратора, чтобы технологии стали удобны для пользователя, чтобы решение долго не устаревало и могло эволюционно развиваться, сохраняя все виды инвестиций — в оборудование, в обучение, в контент. Для этого интегратор должен виртуозно разбираться в технологических трендах, глубоко понимать образовательный процесс и хорошо знать реалии применения ИТ в вузе, видеть перспективы и уметь соединить все это в проекте. Тогда для заказчика путь не будет связан со сложностями и рисками.

За многие годы мы накопили огромный опыт создания сложных инновационных проектов в области не только аудиовизуальных, но и смежных инженерных решений, а проект, который мы делали для МИСиС, был отмечен как лучший проект на территории Европы, Среднего Востока и Азии.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “ДЕЛАЙТ 2000”