Компания Zelax, российский разработчик и производитель оборудования для сетей передачи данных, поставила Научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») аппаратуру для создания комплекса передачи информации по радиоканалу с устройств железнодорожной автоматики на устройства безопасности скоростных поездов.
Комплект оборудования включает адаптированные для работы при температуре до −40 °C индустриальные SHDSL-модемы ММ-221, маршрутизаторы ММ-522 и сменные модули.
В составе комплекса оборудование Zelaх обеспечивает работу наземной инфраструктуры: решает задачи организации и резервирования цифровых каналов RS-232 по медным линиям связи, сбора данных о состоянии железнодорожных путей со всех модемов, расположенных на перегонах.
Оборудование комплекса также включает промышленные компьютеры со специализированным ПО, устройства промышленной автоматики, контроллеры, модули ввода/вывода, вспомогательную навигационную аппаратуру GPS. К настоящему времени специалисты НИИАСа выполнили монтаж оборудования и разрабатывают ПО. В 2014 году планируется ввести комплекс в тестовую эксплуатацию на участке Фрязево — Дрезна Московской железной дороги протяженностью 26 км.
С внедрением комплекса информация о необходимом скоростном режиме движения поезда будет передаваться на устройства безопасности, расположенные в кабине управления. Сегодня информация сообщается машинисту визуально посредством показаний светофоров на перегонах и станциях и по индуктивному каналу связи с локомотивом по рельсовой линии. Однако при этом объем и значность передаваемых данных не позволяют двигаться со скоростью свыше 160 км/ч без применения дополнительного канала передачи информации о допустимой скорости движения.
«Внедрение комплекса обеспечит организацию многозначной автоматической локомотивной сигнализации в скоростных поездах, улучшит режимы вождения и значительно облегчит работу машинистов локомотивов, что в конечном счете повысит безопасность движения поездов, — прокомментировал Владимир Воронин, начальник отделения внедрения систем железнодорожной автоматики и телемеханики НИИАСа. — Технология безопасного опроса состояния устройств, распределенных по железнодорожным перегонам, в сочетании с передачей данных по радиоканалу позволит без существенной модернизации действующих устройств железнодорожной автоматики и бортовых устройств безопасности повысить скорости движения поездов без снижения пропускной способности линий, оборудованных числовой кодовой автоблокировкой».
«Прошедший год был сложным и вместе с тем насыщенным. Что касается поставок оборудования разным подразделениям РЖД, то они стали занимать в портфеле заказов Zelax еще более существенную долю по сравнению с 2012 годом и составили в 2013 году 17%, — прокомментировал Владимир Пашкевич, генеральный директор Zelax. — Сотрудничество со структурами РЖД одно из наших приоритетных направлений. На открытых и массовых рынках преобладает оборудование китайских производителей, мы же предпочитаем занимать нишу уникальных специализированных решений. В числе потребителей таких решений РЖД, а также другие компании стратегически важных отраслей экономики и государственные структуры».