Компания “Электронные офисные системы” (ЭОС), ведущий игрок российского рынка СЭД, в 2014 г. отмечает свое 20-летие. Бессменный генеральный директор и председатель совета директоров ЭОС Владимир Баласанян рассказал о первых шагах компании, развитии ее продуктов, актуальных тенденциях отечественного рынка ЕСМ/СЭД и своем видении роли ЭОС на нем.

С чего начиналась компания ЭОС, с каких идей, целей, первых шагов?

Изначально, в 1994 г., нами двигала не финансовая цель, а желание создать компанию, в которой всем сотрудникам будет комфортно работать. Хотелось заниматься действительно важным для общества делом. За время моей работы в Администрации Президента России, Госплане, ЦК КПСС вокруг меня сформировалась отличная команда. Эти люди — поначалу их было 12 человек — и составили костяк ЭОС.

Рынок прикладных решений к середине 1990-х в России еще не сложился, но мы предчувствовали его открытие. Как показало дальнейшее развитие ИТ-отрасли, ЭОС была создана как раз в нужное время — в самом начале появления промышленных документационных технологий. Можно сказать, мы предугадали рождение отрасли, встали у ее истоков и во многом сформировали ее.

Начинали мы фактически как подразделение одного из крупнейших игроков на ИТ-рынке 1990-х — компании “Стиплер”. В ее составе ЭОС занималась приложениями. Проектом, позволившим нам войти в состав “Стиплера” в сентябре 1994 г., стала разработка концепции информатизации недавно образованной Госдумы.

Расскажите о первых значимых проектах ЭОС.

Поначалу пришлось столкнуться с недоверием заказчиков к частным ИТ-компаниям, каковой мы являлись. Но репутация специалистов ЭОС, их огромный опыт общения с клиентами разных уровней быстро принесли положительные результаты. В число наших заказчиков вошли сначала органы власти, а затем — коммерческие компании, банки.

Первый знаковый проект — автоматизация прокуратуры Республики Татарстан, инициированная президентом Татарстана. Второй важный для ЭОС докризисный проект проходил в Центробанке, первым в России запустившем корпоративную систему документооборота.

После кризиса 1998 г., ставшего для всех временем испытаний на прочность, развитие рынка продолжилось. ЭОС начала проекты в Госдуме, Совете Федерации, “Газпроме”, Министерстве природных ресурсов, правительстве Московской области. Позже в числе наших заказчиков появилась “Татнефть”, работы для которой быстро охватили всю корпорацию.

По заказу Росархива и в сотрудничестве с ним ЭОС разработал ПО, автоматизирующее одну из важнейших функций российских архивов всех уровней — систему «Архивный фонд».

По вашей оценке, какое место занимает сейчас ЭОС на рынке ЕСМ/СЭД?

Мы занимаем лидирующее место на рынке России, Белоруссии и Украины. Полагаю, что здесь мы — самый известный из российских разработчиков, к тому же хорошо заметный на фоне западных игроков. Партнеры и конкуренты по-разному оценивают нашу роль, но все относят ЭОС к группе лидеров.

Более того, практически ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что компания ЭОС — отраслеобразующая. Во многом именно она несет ответственность за то, как развивался и каким стал российский рынок СЭД. Мы первыми среди конкурентов реализовали тот набор функций, который сейчас называется СЭД. И мы, пожалуй, единственные, кто занимается предметной частью, уделяет столь большое внимание аналитике отрасли и разработке нормативных документов. На базе ЭОС работает, в частности, подкомитет по стандартизации электронного документооборота. Компания является признанным экспертом в области электронного документооборота.

Уверен, что основная причина нашего стабильного успеха заключается в том, что мы предлагаем автоматизацию тех процессов, которые реально востребованы заказчиками, а решения наши основаны на использовании массового базового ПО.

Перейдем к решениям ЭОС. Начнем с самого известного из них — СЭД “ДЕЛО”.

СЭД “ДЕЛО” была выпущена в 1996 г. и стала первой на нашем рынке тиражируемой системой автоматизации делопроизводства. Сегодня она по-прежнему пользуется возрастающим с каждым годом спросом и остается флагманским продуктом ЭОС.

Я считаю “ДЕЛО” лучшим на данный момент решением для автоматизации классической технологии делопроизводства, в полной мере, учитывающей современные нормативные требования и технологии. СЭД “ДЕЛО” затрагивает все бизнес-процессы, связанные с документооборотом, принятым в российских организациях: от согласования проектов документов до передачи дел в архив.

Какие еще разработки ЭОС наиболее востребованы сейчас?

Это, прежде всего, решение EOS for SharePoint. Приобретая его, клиенты получают не только современную СЭД, построенную на основе самой популярной в мире ECM системы SharePoint, но возможность ее расширения, а также интеграции с другими приложениями на платформе SharePoint. Число клиентов EOS for SharePoint быстро растет, в первую очередь, за счет представителей среднего и крупного бизнеса. Сейчас мы вкладываем в этот продукт максимальные инвестиции.

Наша собственная ECM платформа eDocLib позволяет и нам, и партнерам быстро создавать самые сложные документационные приложения – без программирования. В частности, можно отметить разработанную нами для Ростелекома современную облачную СЭД О7.ДОК, функционирующую на национальной облачной платформе О7.

Кстати, все наши продукты, реализованные на различных платформах, используют единый набор компонент, включая средства работы с криптографией, потокового сканирования, работы на мобильных устройствах, межведомственного взаимодействия и т. д.

В числе решений ЭОС для архивов организаций — прежде всего система “АРХИВНОЕ ДЕЛО”. Оно позволяет работать со смешанными — электронными-бумажными — архивами.

Я бы еще отметил уникальную систему EDSign. Это надстройка над текстовым редактором, позволяющим организовать последовательное подписание документа электронными подписями в ходе его выпуска. Этот продукт очень важен в условиях перехода к выпуску электронных подлинников, подписываемых несколькими должностными лицами и/или гражданами.

Развитие нашей популярной системы “КАДРЫ” мы приостановили, пожертвовали этим решением в пользу концентрации усилий в области развития инновационных технологий работы с документами. Но мы продолжаем развивать заказные версии этой системы, используемые рядом крупных государственных заказчиков.

Какие доработки перечисленных продуктов проводит ЭОС?

Из крупных системных расширений я бы выделил разработанный в последние годы сервер межведомственного документационного взаимодействия СЭВ, позволяющий - на базе множества экземпляров произвольных СЭД - создавать распределенные отраслевые или корпоративные системы документооборота. Другая важнейшая разработка – система выполнения государственных услуг СОГУ. Эта система позволяет организовать выполнение госуслуг, работая непосредственно в СЭД и используя инфраструктуру электронного правительства (единый портал госуслуг, систему межведомственного взаимодействия и т. д.).

Во все наши продукты встроены механизмы автоматизации бизнес-процессов на базе современных workflow engine. Это позволяет заказчикам самим программировать произвольные бизнес-процессы с использованием объектов наших систем.

Массовое распространение мобильных устройств и приложений привело к существенным изменениям требований к пользовательскому интерфейсу. Сейчас мы самым серьезным образом перерабатываем интерфейсы наших продуктов: eDocLib - вместе со студией Артемия Лебедева, EOS for SharePoint – с известной компанией UIDesign Group. Наша новая дочерняя компания «МашРеш» (Минск) работает над принципиально новым дизайном СЭД “ДЕЛО”.

Что касается собственно мобильных приложений, то заказчик имеет возможность использовать мобильные АРМ как нашего производства, так и наших партнеров, например, компаний iDecide и Бизнес ИТ.

Как вы оцениваете перспективы российского рынка СЭД и компании ЭОС?

Темпы роста, которые мы до сих пор демонстрировали, примерно соответствовали росту рынка. Сейчас, как я уже сказал, настало время расти принципиально быстрее - вширь. Для этого надо найти “локомотив”: отчасти, им станет расширение традиционной функциональности СЭД, например, использование СЭД для выполнения госуслуг. Но главный прорыв — на сотни процентов! — будет тогда, когда начнется массовая замена бумажных документов на электронные. Т. е. сами подлинники документов, наконец, будут создаваться преимущественно в электронной форме.

Встроенные инструменты BPM, предоставление выходящих за рамки СЭД функций — получается, что ЭОС готова к выходу и на смежные рынки?

ЕСМ постепенно превращаются в информационные системы предприятия EIM, они все чаще рассматриваются как естественная единая платформа для интеграции и развития всех информационных систем предприятия. Этот рынок созрел и его пора “брать”!

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ