Согласно Приказу ФНС России от 26.05.2014 № ММВ-7-6/294@ «О внесении изменений в приказ ФНС России № ММВ-7-6/658@ от 27.12.2013», срок действия заключенных ФНС договоров со специализированными операторами, завершающихся 1 июля 2014 г., продлен до 1 октября текущего года. Вплоть до этой даты сохраняется и статус этих организаций, приравненных к операторам электронного документооборота.

По словам Натальи Никитиной, эксперта компании «СКБ Контур» в области электронного документооборота с налоговыми органами, данная отсрочка вызвана тем, что требования к операторам электронного документооборота были утверждены только в начале июня, и государство предусмотрело переходный период по заключению новых договоров об электронном взаимодействии между операторами ЭДО и ФНС РФ. До 1 октября ФНС должна опубликовать шаблон нового договора, затем соответствующие требованиям компании смогут заключить договор и начать работать в качестве операторов ЭДО.

Фактически речь идет об упразднении понятия «спецоператор», которое теперь заменяется понятием «оператор ЭДО». «Теперь договор с оператором ЭДО будет заключаться не на региональном, а на федеральном уровне, — пояснила г-жа Никитина. — Кроме того, надо отметить, что согласно приказу № ММВ-7-6/307@ от 30 мая 2014 г., ФНС переходит на новый приемный комплекс. От предыдущего он отличается тем, что теперь мы будем пересылать документы в Федеральный ЦОД, откуда они будут поступать в инспекции. Сейчас документы передаются на региональный уровень (в УФНС), откуда также пересылаются в налоговые инспекции».

«Инфраструктура приема отчетности налоговыми органами от спецоператоров заменяется новым ПО, которое вводится в промышленную эксплуатацию, и теперь операторы ЭДО будут не только осуществлять взаимосвязь между контрагентами, но также включать в их диалог налоговую инспекцию», — добавил Владимир Алев, заместитель руководителя департамента по аналитике и работе с госучреждениями корпорации ЭЛАР.

Отныне операторы ЭДО будут осуществлять:

• обмен электронными счетами-фактурами;

• отправку в налоговую инспекцию декларации по НДС;

• получение запроса на предоставление документов для камеральной проверки от налоговой инспекции;

• отправку в налоговую инспекцию истребованных документов.

Итак, организациям, желающим в полной мере перейти на электронный обмен финансовыми документами, теперь нужно уяснить разницу между двумя категориями операторов.

Как рассказал г-н Алеев, появление в начале 2000-х специализированных операторов, ориентированных на передачу отчетности налогоплательщиков в налоговые органы, было связано с вменением НК РФ всем юридическим лицам с количеством сотрудников «не менее чем» (сейчас это 100 человек) обязанности предоставлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде. Помимо этого уже в 2014 г. декларацию по налогу на добавленную стоимость можно сдавать только в электронном виде. Последний факт собственно и связывает прежних спецоператоров и новых операторов ЭДО, появившихся в связи с легализацией электронных счетов-фактур и разрешением обмениваться ими между хозяйствующими субъектами в электронном виде.

Путаница, вызванная существованием на рынке двух видов операторов, по словам г-на Алеева, вызвана тем, что исторически операторами ЭДО стали в основном те компании, которые уже имели аккредитацию спецоператора, но при этом под ЭДО использовалась логически изолированная инфраструктура. Единственное, что объединяло спецоператора и оператора ЭДО в рамках одной компании, — это электронная подпись. Операторы ЭДО предлагали компаниям присоединиться к обмену электронными счетами-фактурами с использованием электронной подписи, уже полученной ранее у спецоператора.

Требования к ЭДО, утвержденные Приказом ФНС № ММВ-7-6/76@России от 04.03.2014 г., по мнению г-на Алеева, не ужесточаются, следовательно, новый вираж законодательства вряд ли скажется на изменении количества операторов.