Начиная с весны в СМИ просачиваются новости о том, что американские ИТ-компании прекращают деловое сотрудничество с российскими заказчиками, попавшими под санкции США. В апреле стало известно о прекращении поставок ПО Microsoft в банки, попавшими в первый санкционный список, в конце июля — об аналогичных действиях Red Hat, в середине августа — Autodesk (при этом список постоянно расширяется).

Информация о реальных действиях в сфере ИТ-санкций именно «просачивается»: сами «санкционированные» заказчики совсем не спешат делиться сведениями о том, в чем именно заключаются запреты и как они намерены реагировать на них. Отечественные партнеры западных ИТ-вендоров вообще молчат (хотя утечки о запретах идут как раз от них), находясь в состоянии «между молотом и наковальней» (формальные запреты на публичные обсуждения отношений с вендором, как правило, содержатся в партнерских договорах). Российским представительствам зарубежных компаний такие вопросы никогда не позволялось обсуждать, а сейчас — это известно из сугубо частного общения — есть еще более четкие и жесткие инструкции на этот счет. Заокеанские штаб-квартиры далеко, а главное — они сами находятся в сложной ситуации, когда нужно как-то совмещать интересы бизнеса с необходимостью исполнять законы своей страны, да еще при этом решать непростые вопросы по приостановке действий уже подписанных контрактов.

Если нет достоверных сведений, то информационное поле заполняется слухами и домыслами, в том числе об «отзывах лицензий» и о возможности нажатия некой тайной кнопки, которая приведет в неработающее состояние все уже используемое сегодня «ненаше» ПО.

Попробуем разобраться в этой ситуации, в том числе используя информацию, которой все же поделились некоторые знающие люди, но, правда, только на условиях анонимности.

1. Прежде всего, нужно понимать, что подключение к санкциям — это не самодеятельность руководителей той или иной зарубежной компании, а обязательные действия по исполнению законов страны, гражданство которой они имеют. Поэтому не нужно говорить лишь о тех, кто «засветился» в СМИ, — к санкциям против лиц и организаций, включенных в санкционный список, автоматически подключают все компании соответствующих страны (США, Евросоюз и присоединившиеся к ним).

2. Ни о каком «отзыве лицензий» (эксперты софтверных компаний вообще не понимают, что это такое, о наличии подобного механизма никто не слышал) или о прекращении работы уже используемого ПО речи нет. Что продано — то продано.

3. Запрет касается заключения новых контрактов на поставку ПО и приостановку (именно в такой формулировке — приостановка, а не прекращение) выполнения обязательств по действующим контрактам. В том числе, на время действия санкций, не будет проводиться обновление работающего ПО, замена версий на новые, а также не будут выполняться работы по техподдержке.

4. Тяжелее будет для тех «санкционистов» (заказчиков, попавших под санкции), которые пользуются облачными ИТ-сервисами — предоставление этих услуг будет прекращено. Как это реализуется на практике, пока не очень понятно: объем использования зарубежных ИТ-сервисов в России в коммерческом варианте не очень велик, есть ли прецеденты таких отключений — неизвестно, все участники процесса хранят молчание (возможно, «санкционисты» их просто не использовали).

5. Важный вопрос: какие иски могут предъявить «санционисты» в случае приостановки уже действующих договоров. О подобных прецедентах пока ничего не известно (даже на уровне кулуарных разговоров), скорее всего, их еще нет и не факт, что будут. Нужно вспомнить, что обновление и техподдержка выполняются на двух уровнях — бесплатном и платном. Бесплатный вариант, как правило, не прописывается в условия контакта и потому по нему предъявить претензии практически невозможно. С платными услугами тоже не очень понятно, нужно внимательно изучать положения конкретных контрактов. Мои собеседники говорят, что поставщик может вернуть уже полученный аванс, но не более того. В случае подписки просто прерывает оплата со стороны потребителя. Иски в стиле «причинения морального вреда» имеют мало шансов на успех.

6. Не менее интересный вопрос: к кому может предъявить иск заказчик? В 99% (или более того) случаях договора на услуги (те же обновление и техподдержка) заключаются с российскими ИТ-компаниям, значит и судиться можно только с ними. Партнер, в свою очередь, может предъявить иски вендорам, но вероятность такого шага и шансы на успех — невелики. Партнер вряд ли пойдет на конфликт со своим поставщиком, к тому же вендоры могут со своей стороны как-то помочь ему в этой конфликтной ситуации. Да и партнерские договора составлены так (их писали профессионалы), чтобы исключить возможность подобных исков. Не говоря уже о том, что судиться нужно будет «у них», а не «у нас».

Но все перечисленное выше — это сведения от неофициальных источников, подкрепленные теоретическими рассуждениями. Как это будет выглядеть в реальности — покажет практике. Если покажет...