Сегмент средств унифицированных коммуникаций (unified communications, UC) продолжает динамично развиваться, оставаясь одним из важных направлений корпоративного ИТ-рынка. Данные средства стали уже привычными, а зачастую и критически важными для заказчиков. При этом в связи с довольно быстрым обновлением технологий, с одной стороны, и со все более сильным их проникновением в деятельность организаций, с другой, перед предприятиями постоянно встают вопросы по выбору поставщиков и по оптимизации применения этих средств. В плане расстановки сил поставщиков в данной сфере рынок в целом сформировался еще два-три года назад и характеризуется высоким уровнем конкуренции. Его лидирующим тандемом являются Microsoft и Cisco, которые в последние годы постоянно меняются местами в гонке за первенство. Обо всем этом говорится в вышедшем в августе очередном отчете «Gartner Magic Quadrant 2014 for Unified Communications».

По мнению экспертов из Gartner, планы использовать UC ставят сегодня корпоративных заказчиков перед необходимостью непростого выбора вариантов решения задач на разных уровнях управления. Руководству компаний нужно определиться с общей стратегией, в том числе и с тем, на что делать ставку — на традиционный онпремис-вариант развертывания систем или на использование облачных моделей. Выбор второго варианта во многом зависит от стоимости и сложности сугубо технических вопросов, в частности перехода в облачные среды, при том, что многим компаниям еще только предстоит выполнить интеграцию существующих телефонной и видеоинфраструктур с UC-функциональностью.

Зрелость данного рынка пока невелика, здесь еще не накоплено достаточного отраслевого опыта, чтобы говорить о наличии общепризнанных тиражируемых «лучших практик» для конечных пользователей, ИТ-администраторов и системных интеграторов. Многие проекты выполняются в «уникальном режиме». До сих пор фактически еще не сформировалось представление о некоторых стандартах на состав и функционал решений как по базовым функциям, так и по различным дополнительным возможностям — таким, как поддержка мобильных рабочих мест, обеспечение масштабируемости, средства интеграции и пр. Эта ситуация помимо всего прочего затрудняет сравнительный анализ предложений на рынке при выборе поставщика. Gartner считает, что выход на уровень зрелости с формированием универсальных сравнительных характеристик потребует еще нескольких лет.

Специалисты, отвечающие за корпоративное планирование, должны также принимать во внимание, что уже в ближайшем будущем могут произойти важные изменения в требованиях заказчиков и в предлагаемых на рынке технологиях, что инвестиции должны быть направлены не только на повышение эффективности существующих бизнес-процессов, но и (возможно, даже в первую очередь) на реализацию качественно новых деловых процессов. По мнению Gartner, развитие UС сейчас идет в следующих направлениях:

• интеграция бизнес-процессов — целый ряд новых технологий, таких как WebRTC, упрощают прямую интеграцию коммуникаций с деловыми приложениями;

• гибридные UC — многие вендоры расширяют возможности своих решений для объединения функций развертывания онпремис и в облачном варианте, в том числе улучшая средства миграции;

• федеративные UC — эта модель позволяет реализовать гетерогенную схему коммуникаций, взаимодействовать с другими системами, в том числе внешними, что в свою очередь ведет к улучшению сотрудничества с партнерами и клиентами;

• повышение эффективности средств конференцсвязи — это может быть достигнуто за счет интеграции уже используемых предприятиями систем с UC-средствами;

• новое поколение UC-клиентов — многие вендоры сейчас работают над созданием клиентских приложений, которые смогут повысить эффективность работы сотрудников. Например, онлайновые встречи можно будет проводить с использованием разнородных коммуникационных каналов и различных клиентских устройств, в том числе мобильных.

Расстановка сил поставщиков на UC-рынке в целом определилась еще несколько лет назад, но позиции игроков здесь постоянно меняются, что говорит о высоком уровне конкуренции. Основными лидерами являются Microsoft и Cisco, которые то и дело «разгоняют» рынок, сменяя друг друга на первом месте: в прошлом году ведущим выступала Cisco, сейчас вперед вышла Microsoft.

Cisco имеет сильные позиции в сетевом мире и в инфраструктурных средствах для создания дата-центров, у нее есть отлично выстроенный партнерский канал. Однако, считают в Gartner, хотя компания проводит некоторые улучшения в своих решениях, ее общее стратегическое видение перспектив своего развития в области UC недостаточно ясны. В то же время UC-решение Microsoft Lync успешно проходит адаптацию на рынке, усиливая год от года свои возможности в телефонии и видеосвязи. У корпорации уже сформировалась зрелая партнерская сеть по данному продукту. Повышается интеграция Lync с другим корпоративными ПО, компания делает серьезные инвестиции в средства поддержки коллективной работы и социальные сети. Все это повышает потенциал Microsoft в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.

Avaya по-прежнему присутствует в квадранте лидеров, также постоянно внося усовершенствования в свои продукты и пытаясь использовать новые методы их продвижения на рынке. Однако компания продолжает делать ставку на свои достижения в телефонии, меньше уделяя внимание другим компонентам UC-портфеля, и такой подход мешает ей расширить своё присутствие на этом рынке.

В начале нынешнего года Mitel приобрела Aastra, это позволило компании расширить спектр своих предложений и географию присутствия, во многом именно благодаря этой сделке она смогла войти в число лидеров UC-рынка.

Siemens Enterprise Communications произвела ребрендинг и с октября прошлого года называется Unify (51% ее акций принадлежит Gores Group, 49% — Siemens). В январе в компании произошли изменения в команде руководителей, которая начала организационную реструктуризацию с фокусировкой бизнеса на софтверные и облачные UC-решения. Но все это не помогло ей удержаться в группе лидеров, Gartner разместила компанию в квадранте провидцев, хотя при этом было отмечено, что Unify имеет неплохие шансы вернуть утраченные позиции.

IBM в этом году переместилась из сегмента претендентов в категорию провидцев, авторы отчета отмечают, что у корпорации имеется представительный портфель средств групповой работы и социальных сетей. NEC и Alcatel-Lucent сохранили свои позиции в квадранте претендентов, у обоих вендоров есть полный набор UC-решений, но, как считают эксперты из Gartner, этим компаниям нужно активнее продвигать их на рынок.

Нишевые игроки предлагают решения достаточно сильные, но все же ориентированные на специфические рынки. Например, ShoreTel по-прежнему известна в основном своими средствами распределенной телефонии, присутствие Huawei ограничено в географическом плане, ей недостает активности в ключевых регионах мира, Interactive Intelligence продолжает ориентироваться на технологии для контакт-центров.

Авторы отчета отмечают, что целый ряд вендоров, имеющих предложения с хорошей UC-функциональностью, не попали в «магический квадрант», поскольку не смогли удовлетворить тем или иным критериям отбора, главным образом по причине ограниченного спектра решений или из-за недостаточного географического присутствия. Но при этом есть еще целая группа провайдеров UC-сервисов (в том числе AT&T, Google, Verizon, Orange и HP), которые не были включены в исследование, поскольку у них нет онпремис-решений.

Классификация средств унифицированных коммуникаций

Gartner выделяет шесть основных направлений унифицированных коммуникаций:

  • телефония (Telephony) включает фиксированную, мобильную и программную телефонию, развитие которой в существенной степени стало результатом эволюции средств на базе протоколов PBX и IP-PBX, традиционные средства голосовой и видеосвязи тут дополняются возможностями прямого соединения через Интернет;
  • проведение конференций (Conferencing) объединяет разные виды коллективного общения (голосовое, видео- и Web-), а также средства работы с общими документами;
  • обмен сообщениями (Messaging) включает электронную почту, которая сейчас является обязательным бизнес-инструментом, голосовую почту и другие формы унифицированных сообщений;
  • cредства обнаружения и мгновенных сообщений (Presence & IM) позволяют обмениваться информацией (текст, графика) в режиме онлайн- взаимодействия в реальном времени. Сюда входят инструменты анализа текущего статуса людей и разного рода ресурсов, такие сервисы могут объединять информацию и средства множества разных служб и источников;
  • клиенты (Clients) — тут речь идет об унифицированных клиентах, которые обеспечивают доступ к различным наборам коммуникационной функциональности через единый удобный интерфейс. Это могут быть настольные ПК, тонкие клиенты с браузерами, мобильные клиенты или специализированные деловые устройства, а также специальное клиентское ПО в составе бизнес-приложений;
  • коммуникационные приложения (Communications-enabled Applications) — группа разнообразных прикладных программ, обеспечивающих интеграцию коммуникационных средств с деловыми приложениями. Gartner называет это направление деловым процессом с доступностью коммуникаций (communication-enabled business process, CEBP).

При оценке UC-продуктов Gartner предлагает анализировать пять основных характеристик:

  • удовлетворенность пользователей (User experience) — уровень качества взаимодействия конечных пользователей с решениями, обеспечивающими их комфортную, эффективную производительную работу;
  • мобильность — обеспечение UC-функциональности при использовании широкого спектра мобильных устройств и приложений. Gartner рекомендует заказчикам использовать стратегию «мобильность в первую очередь» (mobility-first strategy), при которой UC-приложения проектируются с ориентацией прежде всего на мобильную работу пользователей, а не на вариант расширения возможностей средств, созданных изначально для ПК;
  • интероперабельность — компании не хотят использовать «закрытые огороды» или замыкаться на конкретных вендоров. Им требуется федеративная модель при взаимодействии с внешним миром — с контрагентами (B2B), с партнерами (B2P), с потребителями (B2C), а многие организации считают, что оптимальным вариантом является применение лучших инструментов от разных поставщиков. Кроме того, заказчики хотят и дальше извлекать пользу из сделанных инвестиций и уже применяемых ими средств;
  • облака и гибридные модели — интеграция онпремис-решений с облачными и гибридными сервисами продолжает играть растущую роль в текущей деятельности компаний и в их планах на будущее;
  • возможность выбора решений (вroad solution appeal) — успешные UC-продукты должны быть привлекательными с точки зрения разных вариантов их конкретного применения.