Это произошло в результате выхода на IPO в минувшую пятницу китайского гиганта электронной коммерции Alibaba Group, основными видами деятельности которого являются торговые операции между компаниями по схеме B2B и розничная онлайн-торговля. Первоначальное размещение акций на нью-йоркской бирже показало, что инвесторы оценивают сегодня компанию примерно в 168 млрд. долл. Поскольку приблизительно 6000 текущих и бывших сотрудников имеют на руках акции (примерно, в равных пропорциях) на сумму почти 8 млрд. долл., в расположенном в 120 км от Шанхая городе Ханчжоу, где находится штаб-квартира и основные производственные мощности компании, появилось сразу несколько тысяч миллионеров. Но если сказочный арабский герой смог обогатиться (причем за один вечер) за счет экспроприации награбленных богатств у «нехороших людей», то его китайский тезка все делал вполне законно, по взаимному согласию со своими клиентами и партнерами с помощью современных ИКТ.

Незадолго до проведения IPO Alibaba опубликовала официальный отчет об итогах работы за первую половину 2014 г.: торговый оборот всех ее площадок составил порядка 296 млрд. долл. при 279 млн. активных покупателей, прибыль самой компании выросла на 2,54 млрд. долл. (увеличение на 50,8% в годовом исчислении), чистая прибыль — до 1,99 млрд. долл. (+182%). В документе отмечается, что число покупок с мобильных устройств выросло на 923% по сравнению с тем же периодом годичной давности.

Alibaba была образована представителями китайской зарубежной диаспоры в 1999 г., когда в этой стране доминировали государственные структуры, а частные компании в основном работали в интересах узкого круга менеджеров верхнего уровня. В основу внутренней организации нового предприятия была изначально заложена модель, широко используемая в американском ИТ-бизнесе, когда основной объем акций распределялся среди всех сотрудников: от «девушек на телефоне» до высшего руководства. Примечательно, что Alibaba стала как бы кузницей кадров и инкубатором проектов в области ИТ и Интернета: многие ее сотрудники, получив опыт работы в этой сфере и поверив в возможности современных технологий, активно открывали собственные дела или инвестировали средства в стартапы.

По мнению наблюдателей, успех Alibaba и других китайских деловых проектов в существенной мере базируется на государственной поддержке Китая как на высшем уровне, так и на локальном. По данным властей Ханчжоу, городской департамент науки и технологии только за последний год выделил 130 млн. долл. для 152 начинающих компаний. По этим же сведениям, оборот электронной торговли на предприятиях Ханчжоу составил в 2013 г. 6,3 млрд. долл., что на 56% выше показателя предыдущего года, доля е-коммерции в общей деловой активности этого района увеличилась за последние года с 7 до 25%.