На состоявшейся недавно в Москве презентации корпоративных ИТ-решений китайской компании Huawei, известной в России прежде всего в качестве одного из лидеров мирового рынка телекоммуникационного оборудования, ее вице-президент по технологическим решениям и маркетингу Чжао Ликунь заявил, что в планах Huawei стать через пять лет поставщиком номер два на российском ИТ-рынке. С Чжао Ликунем встретился и побеседовал научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.

PC Week: Бытует мнение, что Huawei была создана и превратилась в ИКТ-гиганта во многом благодаря помощи китайского правительства. Если это так, в чем заключалась эта помощь и какую роль она сыграла?

Чжао Ликунь: Прежде всего хочу подчеркнуть, что Huawei — это полностью частная коммерческая компания, которая не использует никаких средств со стороны правительства. А если посмотреть на ее бизнес-структуру, то мы увидим, что она полностью принадлежит сотрудникам, каждый из которых владеет тем или иным пакетом акций. Это уникальная бизнес-модель, которая мало где в мире применяется в чистом виде. Иными словами, с момента начала своей работы и вплоть до сегодняшнего дня Huawei развивается и достигает успехов только за счет собственных ресурсов и усилий в области исследований и разработок, управления, маркетинга и продаж. А если говорить о нашей работе на мировом рынке, то здесь успехи были достигнуты за счет преимуществ продуктов компании Huawei по себестоимости, а также за счет качества технических решений и послепродажной поддержки. Мы стали крупной международной корпорацией, и сегодня большая часть нашего бизнеса ведется за пределами Китая.

PC Week: На фоне сокращения партнерства России с Западом особенно ярко выглядит усиление сотрудничества нашей страны с Китаем, в первую очередь в энергетической сфере. Можно ли ожидать аналогичного усиления сотрудничества в сфере ИКТ?

Ч. Л.: Ситуация, о которой вы говорите, действительно дает дополнительные шансы компании Huawei. Но сможет ли она занять лидирующие позиции на местном рынке зависит от того, будут ли российские клиенты воспринимать ее как настоящего лидера, а вовсе не от того, как складываются внешние условия. Ситуация, которая наблюдается сегодня, всего лишь позволяет клиентам иметь более широкие возможности выбора. А сделают ли они этот выбор в пользу Huawei, будет зависеть от качества наших технических решений и конкурентоспособности нашей продукции.

PC Week: Какова модель работы Huawei в корпоративном секторе в России? Отличается ли она от практики Huawei в других странах? Намерены ли вы строить партнерскую сеть из местных системных интеграторов или остановитесь на классической двухуровневой схеме и возложите организацию работы с партнерами на крупных российских дистрибьюторов?

Ч. Л.: У нас в компании есть три бизнес-группы, отвечающие за работу с тремя категориями клиентов. Если говорить о группе, работающей с корпоративными заказчиками в области ИТ, то она придерживается единого подхода во всех странах. Суть его в том, что мы должны тесно сотрудничать со своими партнерами, предлагающими интегрированные решения местным заказчикам. В России мы применяем оба упомянутых вами подхода: в одних случаях работаем непосредственно с системными интеграторами, которые осуществляют проекты с использованием продуктов разных вендоров, в других — через наших партнеров-дистрибьюторов. В бизнес-группе, отвечающей за взаимодействие с операторами связи, в зависимости от пожеланий тех или иных операторов допускаются как прямые продажи со стороны Huawei, так и поставки через партнеров.

PC Week: Конкуренция на российском рынке велика. За счет чего, на ваш взгляд, Huawei могла бы потеснить ведущих мировых вендоров на нашем рынке? В частности, будет ли Huawei предоставлять специальные кредиты своим заказчикам, как это делает ряд западных вендоров?

Ч. Л.: Я уже говорил, что в основе успеха всегда лежит качество и конкурентоспособность предлагаемых нами продуктов и услуг. И именно от этого будут зависеть наши позиции на российском ИТ-рынке. В операторском сегменте мы давно используем модель кредитования с участием ряда международных финансовых учреждений, при которой Huawei выступает в роли своеобразного поручителя. Такая модель применялась, например, в рамках нашего контракта с «Мегафоном», где в роли кредитора выступал один из китайских банков. Мы собираемся использовать в России подобную модель и в корпоративном ИТ-сегменте.

PC Week: Наряду со стандартным оборудованием Huawei намерена предлагать и такие уникальные программно-аппаратные комплексы, как Huawei FusionCube и SAP HANA. Пользуются ли спросом подобные решения в России?

Ч. Л.: Сотрудничество с SAP — это важная часть нашей деятельности на мировом рынке: мы являемся стратегическими партнерами. Мы надеемся, что продвижение программно-аппаратных комплексов Huawei на базе SAP HANA, которые уже сертифицированы SAP, окажется выгодным для обеих компаний, а также для наших клиентов. В дальнейшем мы рассчитываем на аналогичное сотрудничество с российскими производителями ПО. Более того, мы уже обсуждаем возможность подобного сотрудничества с рядом российских ИТ-компаний.

PC Week: Вы только что провели в Москве презентацию демонстрационного мобильного контейнерного ЦОДа Huawei Demo truck. Каким образом предполагается его использовать в общении с потенциальными клиентами?

Ч. Л.: Задача, возлагаемая на автомобильный Demo truck, — демонстрация наших решений заказчикам, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, в следующем месяце на территории бизнес-парка «Гринвуд», где размещается московский офис Huawei, будут открыты выставочный зал, тренинг-центр и площадка для тестирования. Там будут представлены все линейки ИТ-продуктов Huawei. А Demo truck после этого будет применяться для демонстрационных выездов к заказчикам, а также для задач технического тестирования.

PC Week: А нет ли у вас планов поставки российским компаниям подобных контейнерных дата-центров в целях их промышленной эксплуатации?

Ч. Л.: Мы знаем, что многие клиенты, особенно из сегмента СМБ, заинтересованы в подобных изначально интегрированных решениях, обладающих низкой себестоимостью и высокой эффективностью. Мы их выпускаем, и сегодня во всем мире работает около 400 таких контейнерных дата-центров, которые используются как для поддержки основной деятельности компании, так и в качестве резервного ресурса. При наличии спроса, такие дата-центры могут поставляться и российским заказчикам.

PC Week: Благодарю за беседу.