В преддверии анонса нового поколения Apple iPad проект Hi-Tech Mail.Ru выяснил положение дел на российском рынке планшетов, а также сравнил динамику изменения рынка устройств под управлением iOS и Android.

По сравнению с первым полугодием 2013 года поставки планшетов Apple iPad в России сократились более чем на треть, на 36,5% в штучном выражении, при этом в сегменте Android падения не наблюдается (данные аналитической компании IDC специально для Hi-Tech Mail.Ru). При этом весь рынок планшетов в первом полугодии 2014 года в России сократился на 8,9% в штуках и на 38% в денежном выражении.

Динамика показывает переориентацию потребителей на бюджетные сегменты, где особенно сильны локальные компании (Explay, teXet и Prestigio), а также крупные игроки — Lenovo, Samsung и ASUS. По прогнозам, устройства ценой менее 10 000 рублей уже занимают более трети рынка в деньгах, тогда как в этом сегменте устройства Apple не представлены.

Что касается самых популярных моделей производства Apple, то по результатам второго квартала 2014 по поставкам самыми ввозимыми моделями были самые доступные вариации: iPad Mini Cellular 16GB и iPad Mini Wi-Fi 16GB, следом идет iPad Air Wi-Fi 4G LTE 16GB (данные IDC). Версии устройств с большим объемом памяти не вошли в список популярных моделей.

В цифрах распределение поставок iOS и Android в планшетах следующее: в первом квартале 2014 у Android 1 534 866 штук, iOS 130 036 штук, тогда как во втором квартале 2013 года соотношение было 1 349 963 штук Android-планшетов, и 276 645 штук iOS устройств (официальные поставки, согласно IDC).

По прогнозам Hi-Tech Mail.Ru, в дальнейшем доля Apple iPad и Android-планшетов ценой более 10 000 рублей будет сокращаться, как и средняя цена на рынке. Основной причиной становится массовое распространение доступных моделей (от 2000 рублей) в регионах, драйверами продаж являются операторские планшеты, например, «МегаФон Login 3».

Выпуск новых версий Apple iPad вряд ли исправит ситуацию, так как внешних изменений практически не ожидается, а мировые цены остаются на уровне предшественников. В России цены будут даже выше из-за изменившегося курса валюты. В этой ситуации положение локальных компаний выигрышное. Также ожидается падение доли iPad в России ниже 10% (сейчас она составляет 11%).

Эксперты из исследовательской копании GFK также прокомментировали ситуацию. По словам Лидии Кичкильдеевой, руководителя сектора «Телеком» Consumer Choices, GFK Rus, предпочтения потребителей изменяются вслед за изменением предложения со стороны производителей. Так, на полках с прошлого года появляется все больше бюджетных предложений от ритейлеров в диапазоне до 3 тыс. рублей. Если в прошлому году (период январь-август 2013) доля в штуках таких устройств составляла около 7%, то теперь она достигла 22%. Растет и остается основным ценовым сегментом средний — от 3 до 10 тыс. рублей, большинство, а именно 45% потребителей (около 40% в прошлом году) выбирают себе устройство в этом диапазоне. Напротив, сегменты свыше 10 тыс. рублей теряют в своей доле (в штуках), если половина устройств в прошлом году была продана именно в этом диапазоне, в этом году это только треть всех продаж в абсолютном выражении.