В последние годы на корпоративном ИТ-рынке вместо термина Records Management (RM, управление записями) используется Enterprise Information Archiving (EIA). Разделяя эти понятия, эксперты не очень единодушны относительно их соотношения между собой: одни считают, что RM является частью EIA, другие — что RM трансформировалось в EIA, третьи — что это пересекающиеся, но все же различные понятия, четвертые — что это просто разные задачи и средства их решения. Но так или иначе, само появление на рубеже веков проблематики EIA отражает, с одной стороны, качественный перелом в понимании как конкретными предприятиями, так и обществом в целом важности и ценности информационных ресурсов, а с другой — рост технических возможностей по хранению огромных объемов информации. Проще говоря, если раньше мы считали нужным и могли позволить себе обеспечивать долгосрочное хранение лишь тех документов, значимость которых была нам понятна изначально, то теперь имеем возможность перейти к архивному хранению намного более широкого спектра контента, ценность которого заранее не известна, но который все же может пригодиться в будущем.

Наверное, решающим моментом в истории становления EIА стало принятие в США в 2002 г. закона Сарбейнса — Оксли (Sarbanes — Oxley Act, SOX), который, значительно ужесточив требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки, одновременно резко повысил обязанности публичных компаний по архивному хранению деловой информации в целом (в том числе — электронной почты). В тот момент, во время серьезного мирового экономического кризиса, для ИТ-отрасли это было чем-то вроде дополнительного спасательного круга, поскольку исполнение SOX вынуждало крупный бизнес увеличивать свои затраты на ИТ, причем именно в направлении все более широкого применения средств EIА.

Gartner определяет EIA-инструментарий как программные продукты и решения для архивирования различного пользовательского контента, создаваемого в ходе повседневной работы, — речь идет о почтовых письмах, о разного рода файлах, о мгновенных сообщениях и документах, о содержимом Web-сайтов и социальных сетей. Следует подчеркнуть, что в общем случае в задачи EIA не входит целенаправленное создание баз знаний, которые изначально подразумевают определенную трансформацию данных в вид, удобный для их регулярного использования с применением разнообразных средств извлечения нужных сведений. Речь здесь идет скорее о хранении данных «как есть» для проведения операций типа «электронного расследования» (e-discovery) по специальным запросам. В функции этих средств не входит также выделение из общей массы контента «важных документов», в том числе записей (records). Тем не менее EIA-продукты включают такие возможности, как сжатие информации с целью уменьшения ее объема, управление процессом хранения на физических носителях, индексация контента, а также как минимум базовые инструменты e-discovery. Учитывая сложности, связанные с управлением множеством типов данных внутри одного архива, EIA-решения могут иметь средства управления федеративным архивным репозитарием, общими политиками переноса данных, несколькими связанными репозитариями.

В целом объем всего рынка EIA (в том числе с учетом компаний, не попавших в магический квадрант) Gartner оценивает в 1,76 млрд. долл. в 2013 г. и предсказывает его рост до 2019-го в среднем на 11,4% ежегодно.

Хотя, как было сказано выше, EIA включает довольно широкий функционал, все же основное применение этих средств связано с архивированием электронной почты — многие продукты конкретно нацелены на поддержку определенных популярных почтовых приложений. При этом можно говорить о базовом функционале этого ПО как о некотором отраслевом стандарте (в него входят возможность управлять политиками хранения, расширенный поиск в режиме e-discovery, предоставление прозрачного доступа к данным, а также экспорт данных для их юридического анализа).

При этом эксперты из Gartner, отмечая различия в продуктах разных вендоров, выделяют несколько тенденций в развитии средств EIA:

• если первоначально основным стимулом для развертывания заказчиками EIA-продуктов были задачи e-discovery, то сейчас на передний план вышел более широкий спектр вопросов управления информацией — касающихся не только соответствия нормативными требованиям, но и бизнес-применения хранимой информации;

• изначально ориентированные в основном на создание архивов электронной почты, сегодня EIA-средства поддерживают все более значительное количество типов данных;

• на рынке набирает популярность вариант «архивирование как сервис» (облачное архивирование) вместо (или в дополнение к ней) традиционной схемы онпремис-развертывания; по оценкам Gartner, в настоящее время 60–70% внедрений (новых или как замена существующих) средств архивирования электронной почты основано на облачных моделях;

• серьезной задачей для заказчиков и поставщиков является перенос архивов при замене используемых средств на более современные;

• проблемы управления физическими средствами хранения данных, в том числе обновления этой аппаратуры, также представляют собой важную составную часть EIA для многих организаций.