Специалисты обсудили актуальные вопросы и перспективы современного образования в сфере ИТ во время круглого стола «Будущее российского ИТ-образования: новые форматы школьного обучения». Все эксперты сошлись во мнении, что в настоящее время эта область недостаточно популяризована.

По заказу правительства РФ к 2018 г. в стране должны появиться не менее 350 тыс. подготовленных ИТ-специалистов, для выполнения этой задачи государству предстоит решить вопрос кадрового дефицита. Чиновники, а также представители сфер бизнеса и образования уверены, что недостающих специалистов нужно начинать готовить еще в школе.

По наблюдению экспертов, в настоящее время и российские школьники, и их родители, и даже учителя недостаточно осведомлены в том, что такое ИТ и какие перспективы есть у специалистов в данной области. Государство заинтересовано сформировать у нынешних выпускников объективное представление об отрасли. Таким образом оно надеется увеличить привлекательность профессии и, следовательно, обеспечить необходимый приток кадров в отрасль.

Рассуждая об ответственности школы в вопросе профориентирования, участники круглого стола высказали противоположные мнения. Так, министр образования и науки правительства Калужской области Александр Аникеев считает, что профориентация школьников — это одна из главных задач учебного заведения. Одним из его оппонентов стал директор департамента развития отрасли ИТ Минкомсвязи Евгений Ковнир. «Лично мне кажется, что дети в школе должны просто развиваться. Не надо пытаться делать из них системных администраторов и программистов, которые после школы сразу начнут что-то делать на рынке труда. Нужно думать, как научить ребенка размышлять — это гораздо важнее, чем привить ему какую-то базовую профессию», — отметил чиновник.

Между тем отечественное образование сильно отстает от жизни: учебные программы проходят слишком долгий цикл подготовки и устаревают быстрее технологий. Тем не менее, современные школьники выросли на новых технологиях, но получили навыки работы с ними вне школы. Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков назвал их поколением латентных инженеров. По мнению эксперта, будущие выпускники обладают всеми нужными ИТ-компетенциями, они способны интегрироваться в экономику 2020-х и создать принципиально новые продукты.

Дмитрий Песков обратил внимание на то, что функция школьного образования состоит не в том, чтобы учить работать с гаджетами, а в том, чтобы школьники развивались в направлении дизайна, проектирования, прототипирования, креативности. Развитию мышления будет способствовать отказ от насыщенной мультимедийной среды, в которой, по его словам, очень сложно творить. «Подавляющее большинство навыков в области ИТ не являются специфичными для отрасли ИТ. Области ИТ в экономике 2020-х не существует. Любая область человеческой жизнедеятельности — общественная, государственная, экономическая, предпринимательская, исследовательская — требует сквозных ИТ-компетенций. Они являются абсолютно необходимым условием для того, чтобы учебная программа была успешной. Школьники, которые неспособны работать в ИТ-среде, неспособны работать в обществе 2020–30 гг.», — заключил эксперт.

Представитель Microsoft Михаил Калачинский обозначил главную трудность сложившегося положения в том, что современная экономика требует таких специалистов, которых сейчас не выпускают даже вузы. В связи с этим эксперт отметил необходимость адаптировать программы обучения под потребности рынка труда. «То, что школа может готовить ребят и уже на начальном уровне выпускать специалистов — это вполне нормально, но мы должны понимать, что это дополнительное образование», — призвал Михаил Калачинский.

Участники круглого стола упомянули ряд проектов, направленных на повышение интереса школьников к сфере ИТ. Все они в настоящее время реализуются в образовательных учреждениях в рамках дополнительного образования: «Школа новых технологий», «Час кода», «Полезный интернет», «ИТ школа Samsung».

Исполнительный директор ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» Татьяна Камалетдинова рассказала, об организованных в регионе летних компьютерных лагерях и школах с ИТ-уклоном. Большое внимание в таких учебных заведениях уделяется робототехнике. Эксперт считает робототехнику такой отраслью знаний, которая может наглядно продемонстрировать учащимся, что такое программирование (дети видят, как начинает работать запрограммированное) и повысить мотивацию школьников к изучению ИТ.

Исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев рассказал о том, что сейчас организация активно поддерживает создание компьютерных лагерей и проведение школьных олимпиад, хотя изначально эта идея была недооценена. Впоследствии стало понятно, что такая форма работы с детьми помогает в увлекательной форме рассказать им об ИТ и постепенно сформировать сознание будущих специалистов — разработчиков новых продуктов. Эксперт сделал вывод, что учить школьников нужно алгоритмистике, а не интерфейсу: «Мне кажется, что руководство страны ставит задачу, чтобы у нас формировались созидатели, создатели новых продуктов. И мы пытаемся в эту сторону повернуть сознание подрастающего поколения и их родителей».