На прошлой неделе стало известно о том, что Минэкономразвития составило список из восемнадцати приоритетных отраслей, которые получать финансовую поддержку госбюджета в рамках задач импортозамещения. На запрос ТАСС министерство пояснило, что на основе предложений правительственных ведомств до 11 февраля будет сформулирован конкретный перечень инвестиционных проектов, которые могут рассчитывать на бюджетные средства. В списке представлены в основном машиностроительные направления, но есть также, например, радиоэлектронная и фармацевтическая промышленности.

Сфера информационных технологий в перечне МЭР не представлена. Хорошо это или плохо? На эту тему в СМИ и в соцсетях уже появились комментарии ИТ-экспертов, которые в основном негативно оценивают этот факт. Так президент РУССОФТ Валентин Макаров в беседе с D-Russia.ru назвал тревожным симптомом то, что правительство проигнорировало ИТ-индустрию: «Она локомотив для всей экономики, ни одна отрасль не станет независимой от импорта, если не произойдёт импортозамещения в ИТ». В одной из профильных ИТ-групп Фейсбука ее участником было высказано мнение, что тут сработало «западное лобби», что отсутствие ИТ в списке МЭР говорит о том, что правительство вообще не считает, что у нас в стране имеется ИТ-отрасль.

Но на самом деле, вполне вероятно, дело обстоит ровным счетом наоборот. Отсутствие ИТ в предложениях МЭР говорит как раз о том, что правительственные экономические эксперты высоко оценивают состояние дел в ИТ-отрасли и уверены, что она может успешно развиваться без прямых бюджетных инвестиций. Более того, вполне вероятно, государственные деньги могут только повредить российскому ИТ-рынку. Что же касается представления об ИТ как о локомотиве российской экономики, то это больше похоже на выдачу желаемого за действительное, вполне понятное со стороны ассоциации, представляющей интересы отрасли.

В утвержденном в конце прошлого года законе о бюджете РФ на финансирование работ на 2015-16 гг. по созданию отечественных средств, предназначенных для замещения используемых сейчас в стране зарубежной продукции, предусмотрено 35 млрд. рублей. Сумма весьма небольшая: можно вспомнить, что почти такие же деньги (в валютном исчислении) три года назад были потрачены на экстренное создание за три месяца системы видеонаблюдения на президентских выборов, окончившееся не очень существенными результатами. Сейчас в правительстве говорят о возможности увеличения финансирования импортозамещения, но пока никаких конкретных изменений на этот счет не принято. Вполне вероятно, решения будут приниматься именно на основе конкретных предложений МЭР.

Согласно информации МЭР, объем отдельного инвестпроекта ограничен 2 млрд. руб. Обязательным условием является то, что не менее 20% финансирования должен представить инвестор, а сам проект должен находиться в зоне российской юрисдикции. Целью проекта должно быть создание российских аналогов зарубежной продукции, которая занимает на отечественном рынке более 80%, или товаров с существенной (более 20%) долей экспорта. Сроки реализации проекта — не более трех лет, а окупаемость — семь или десять лет для вариантов экспорта и импортозамещения соответственно.

Как известно, Минкомсвязи еще в ноябре прошлого года начало продвижение идеи создания под руководством министерства некой системы базового ПО объединенными усилиям всей отечественной ИТ-отрасли. Тогда, выступая в Совете Федерации, руководитель ведомства озвучил финансовые показатели этого проекта: 40 млрд. в рублей в год в течение 5-7 лет. Позднее стало известно, что в рамках подготовки такой работе при министерстве было создано несколько рабочих групп с участием представителей отрасли, которые должны разработать конкретные предложения по различным направлениям деятельности (клиентские ОС, серверные и облачные ОС и средства виртуализации, СУБД, офисное ПО и ПО для совместной работы, инженерное ПО, геоинформационные системы), а сам проект получил название «Фонд универсального ПО». Представители Минкомсвязи говорили, что все эти предложения направлены в правительство.

Сейчас из информации МЭР видно, что амбициозные идеи создания такого государственного программного фонда не получили поддержку со стороны финансово-экономических ведомств. В целом понятно почему: в том числе и потому, что такой проект явно не вписывается в современные возможности российского бюджета.