Продолжение обсуждения состояния дел российского Интернета на основании результатов исследования «Экономика рынков интернет-сервисов и контента в России в 2013–2014 гг.» и дискуссий на конференции «РУНЕТ-2014». Предыдущие публикации — по сегментам «Инфраструктура» и «Электронная коммерция».

«Электронный контент»

По мнению авторов исследования, сегмент «Электронный контент» представляет собой наиболее развивающееся направление РУНЕТа с точки зрения появления и выделения в нем новых областей. Собственно как отдельный сегмент рынка он выделен только в нынешнем отчете, ранее был только раздел «Игры», а разные виды цифрового контента входили в состав «ритейла». В целом, эксперты оценили объем этого рынка в 2013 г. в 41 млрд. руб. с перспективой роста на 18% по итогам 2014 г. (самые низкие темпы роста среди всех направлений РУНЕТа). Всего в текущем отчете было выделено четыре подсегмента: игры, видеконтент, музыка, а также книги и СМИ.

Почему авторы исследования решили включить игры в состав «электронного контента», не очень понятно, поскольку тут все же речь идет о поставке не информации, а приложений, некоторого вычислительного функционала. В общем же случае подразумевается, что в эту категорию входит особый вид услуг, который предполагает доставку игр через Интернет, включая игры в социальных сетях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений. Этот сегмент по итогам 2013 г. эксперты оценили в 35 млрд. руб., с относительно небольшим для интернет-рынка ростом на 22%. Такие же темпы прогнозировались на 2014 г.

Видеоконент и музыка — это продажа, прокат и подписка на доступ к потоковому вещанию легального видео- (без учета видеорекламы) и аудиоконтента через Интернет. Оба рынка не отличаются большими объемами — 3,2 и 2 млрд. руб. — с весьма скромными перспективами роста в 2014 г. — 9 и 10% соответственно. Динамика по итогам 2013-го не оценивалась, так как не было данных за 2012 г. Но на качественном уровне говорится о значительно росте видеосегмента в 2013 г., в первую очередь благодаря легализации онлайн-сервисов. Заметную роль в росте этого направления играет расширение линейки бытовых мультимедийных устройств для работы с видеоконтентом. Эксперты говорят, что видеоконтент находится в стадии первоначального бума, хотя темпы роста пока совсем не похожи на бум. Музыкальный рынок имеет более длинную историю, но его развитие сильно сдерживается наличием бесплатной или недорогой пиратской продукции. Рост же тут идет в основном за счет увеличения доли мобильных устройств, которые побуждают к покупкам онлайн-аудио.

Рынок легальных электронных и аудиокниг оценивается совсем небольшими величинами — всего 600 млн. руб. в 2013 г., но с хорошими перспективами роста — 65% в 2014 г. Специалисты объясняют такие прогнозы целым набором факторов, среди которых выделяют рост числа легальных электронных книг, увеличение количества смартфонов и планшетов у населения и снижение их стоимости и доступа в Интернет одновременно. Хотя препятствиями тут тоже являются большая доля пиратского контента, а также трудности связаны с вопросами доставки, поиска новых оригинальных произведений.

К сожалению, в отчете ничего не говорится об объемах рынка электронного контента в целом, с учетом его пиратской составляющей. Это не позволяет оценивать потенциал рынка с учетом всего потребления. Ничего не говорится о возможных мерах стимулирования развития легальной составляющей. Но все же есть сведения, показывающие, что это направление РУНЕТа находится еще на ранних стадиях зрелости, структура этого рынка сильно отличается от развитых стран. Так, по данным, приведенным директором по маркетингу компании Litres Евгением Лисовским, на легальные электронные книги приходится менее 1% от всего книжного рынка в России, в то время как в США это 30%. Учитывая высокий уровень пиратства, многие сервисы ориентируются на рекламную модель монетизации своих сервисов, а не на продажу собственно контента.

В отчете приведены также некоторые результаты исследования фонда «Общественное мнение» в сфере потребления легального контента в России. Согласно этим сведениями более 50% пользователей Рунета активно потребляют контент (аудио, видео, книги, игры) в Сети, среди активных пользователей эта доля существенно выше — более 75% (годом ранее было 68%). Еще год назад была выявлена тенденция по переходу от скачивания видео на его просмотр в онлайне (доля скачивающих тогда упала с 37 до 27%). В 2014 же году был заметен рост популярности потокового аудио: 48% пользователей предпочитают слушать музыку в онлайне, тогда как скачивают только 22%. Проблемой является то, что менее трети из них в состоянии отличить легальный контент от нелегального, что немного.

В то же время лишь 12% россиян (21% пользователей) готовы платить за легальный контент в Интернете, при этом у 13% россиян (22% пользователей) есть опыт покупки контента через Интернет. Более того, число пользователей, готовых платить, снижается, равно как и доля «уверенных неплательщиков». Так, год назад 40% были не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети, в 2014 г. эта доля выросла до 50%.

Наиболее популярными формами платного контента являются видео (73% от плативших) и игры (41% от плативших), наименее популярной — электронные книги (30% от плативших). Наиболее популярной платформой для покупки (57% покупателей) контента остается персональный компьютер (или ноутбук), на втором месте — мобильные устройства (34%).

В 2014 г. 41% пользователей (против 35% годом ранее) считают, что наиболее эффективная мера по борьбе с пиратством — это обеспечить доступность бесплатного или дешевого легального контента в Сети. При этом растет число людей, считающих борьбу с пиратством ненужной или невозможной (с 12 до 17%). Авторы исследования отмечают, что в условиях экономического спада с большой вероятностью значительное количество пользователей готовы будут поменять свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь при этом о легальности этих предложений и не умея их различать.

«Маркетинг и реклама»

Самый большой сегмент бизнеса в РУНЕТе связан с задачами продвижения компаний себя и своей продукции, это направление в отчете выделено в раздел «Маркетинг и реклама». По итогам 2013 г. эксперты оценили его в размере 127 млрд. руб. с увеличением на 40% по сравнению с годом ранее. Но при этом они подчеркивают, что рынок этот уже достаточно сформировавшийся, а потому темпы его роста будут продолжать замедляться — до 20-25% в 2014 г. (в 2012 г. говорилось о росте на 50%). На этом рынке авторы отчета выделяют шесть основных направлений: веб- и мобильная разработка, контекстная реклама, медийная реклама, видеореклама, маркетинг в социальных медиа (SMM) и поисковая оптимизация.

Под веб-разработкой и мобильной разработкой подразумеваются услуги по созданию интернет-сайтов и специальных мобильных приложений доступа к ним, включая дизайн и стиль, тестирование и проектирование их использования и т. д. В 2013 г. данный рынок составил 21 млрд. руб. с рекордным ростом на 71%, но его динамику в 2014 г. эксперты оценивают намного скромнее — 19%, что объясняется резким ухудшением экономико-политической ситуации в стране.

Многие проекты по разработке, которые стартовали в 2014 г., начинают замораживаться и приостанавливаться из-за отсутствия финансирования. Ряд специалистов говорит об увеличении объемов разработки для мобильных устройств, которые не смогут работать без качественной инфраструктуры (мобильные приложения, контент, интеграция с другими сервисами). При этом эксперты предлагают разделить в будущем исследовании сегменты веб-разработки и мобильной разработки, поскольку тут в каждом из них трудятся разные категории компаний и тут наблюдаются различные процессы и тенденции развития (порой даже противоположные).

Контекстная реклама включает услуги по размещению рекламы с оплатой за результат, по числу «кликов» (поисковая реклама, таргетированная реклама). Ранее эксперты прогнозировали рост этого рынка в 2013 г. на 28%, но реальность оказалась почти в два раза лучше — было зафиксировано увеличение на 52% до объема в 57 млрд. руб. На 2014 г. давался также осторожный прогноз в 23%, с возможностью еще более низких темпов вследствие ухудшения общеэкономической ситуации в стране.

В состав медийной рекламы входят услуги по размещению рекламы внутри медиаконтента. Ее объем в 2013-м оценивается в 23 млрд. руб., с ростом на 20%, но в 2014-м ожидается серьезное замедление темпов до 7%, в том числе потому что часть медийной рекламы перетекает в контекстную.

Видеореклама — это услуги по продвижению товаров и услуг внутри размещаемого в Интернете видеоконтента (на хостингах видео, в онлайн-кинотеатрах и т. д.). Объем ее пока не очень велик — 2,9 млрд. руб. в 2013 г., но динамика весьма значительна — 67 и 50% в 2013 и 2014 гг. соответственно. В отчете отмечается, что этот рынок включает в себя онлайн-видеорекламу, которая растет за счет снижения расходов на традиционные медиа и появления новых жанров. Аудитория перетекает с телевидения и радиоэфира на различные интернет-площадки, предоставляющие доступ к разнообразной видеопродукции и способствующие появлению новых жанров и форматов видеорекламы. При этом экономические и политические факторы не имеют большого влияния на данный рынок.

Маркетинг в социальных медиа — это относительно новый сегмент рынка, связанный с появлением новых форматов и технологий. Эксперты оценивают его в 6,3 млрд. руб. в 2013 г. с ростом на 35%, но все же прогнозируют снижение темпов в 2014 г. до 17%. Хотя при этом отмечается, что определить реальные размеры направления весьма сложно, поскольку большая его доля находится в «серой» зоне. Прогнозируемое снижение темпов роста объясняют некоторым разочарованием компаний в этих методах продвижения, но при этом отмечается, что многие предприятия не всегда понимают потенциальные возможности своей реклама в социальных сетях или не очень умело их используют.

Поисковая оптимизация — услуги в области улучшения «видимости» сайтов в результате поиска через поисковые системы — продолжает оставаться один из важных направлений работ в сфере маркетинга и рекламы, но динамика развития этого сегмента не очень велика, хотя и достаточно стабильна: 17 и 13% в 2013 и 2014 гг. соответственно, с объемом в 12 млрд. руб. в 2013 г. Отмечается, что среди игроков данного рынка много фрилансеров, это бизнес индивидуальных предпринимателей-специалистов. Но эксперты видят тенденцию по сокращению доли индивидуалов в связи с усложнением технологий.

Говоря о тенденциях развития рынка интернет-рекламы эксперты отмечали также две противоположные, но, на самом деле, взаимосвязанные тенденции: широкий выход в Россию зарубежных рекламодателей (в основном благодаря увеличению объемов трансграничной торговли и одновременно начало освоения российскими поставщиками зарубежных рынков, в частности, Латинской Америки и Азии).