Согласно постановлению правительства № 45 от 23.01.2015 г. уже почти месяц действуют новые правила оказания услуг почтовой связи, которые включают в себя раздел об особенностях приема и доставки простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа. Напомним, что их вступление в силу должно было претворить постановление, отменяющее ранее действовавшие правила.
Пилотный проект электронного взаимодействия планировалось запустить в Московской области. Первоначально запуск планировался в конце прошлого года, затем, по сообщениям СМИ, был передвинут на февраль. На сегодня в пресс-службе ФГУП «Почта России» сообщают, что сервис электронных заказных писем успешно прошел тестовую эксплуатацию и готов к запуску в пилотном регионе — Московской области, а затем и по всей России. «В рамках пилотного проекта жители Московской области смогут получать в электронном виде уведомления о штрафах ГИБДД (за нарушения, зафиксированные автоматическими средствами регистрации) и о взысканиях федеральной службы судебных приставов (ФССП). Во II полугодии сервис планируется распространить и на другие регионы страны».
Очевидно, что наиболее актуальна для граждан на сегодняшний день оперативная доставка посредством сервиса информации об исполнительных производствах. Как сообщили в пресс-службе, государственные органы будут направлять информацию в Почту России через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). «С момента получения данных Почтой России электронная доставка письма займет секунды. Для защиты персональных данных пользователей все данные предаются в зашифрованном виде. Используемые системы шифрования соответствуют государственному стандарту».
Немало вопросов вызывал процесс подтверждения «росписи» за получение электронных писем. В Правилах на этот счет говорится, что заказное почтовое отправление, пересылаемое в форме электронного документа, считается врученным адресату, если: а) организацией федеральной почтовой связи в информационной системе получено уведомление о прочтении адресатом заказного почтового отправления; б) организацией федеральной почтовой связи получена расписка от адресата (его уполномоченного представителя) о вручении заказного почтового отправления.
«Сервис будет фиксировать факт открытия электронного заказного письма получателем, что будет являться аналогом „росписи“ за получение бумажного заказного письма», — уточняют в пресс-службе.
Относительно перспектив включения в процесс взаимодействия других организаций и юридических лиц сообщается, что первоначально сервис электронных заказных писем будет использоваться для пересылки уведомлений гражданам от государственных органов. «На пилотной стадии реализации — от ГИБДД и ФССП. При дальнейшем развитии сервиса планируется подключение к нему других ведомств и юридических лиц. Также планируется, что в будущем граждане смогут отправлять ответные письма в ведомства».
Относительно стоимости пользования сервисом в пресс-службе уточнили, что «использование сервиса электронных заказных писем для граждан будет добровольным и бесплатным». Однако согласно правилам, доставка простых и заказных электронных отправлений осуществляется при условии прохождения пользователем процедуры регистрации и авторизации в ЕСИА; подтверждения пользователем посредством портала госуслуг или в информационной системе организации федеральной почтовой связи согласия на получение заказных почтовых отправлений.