PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!

Уважаемые читатели!

Данная статья публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в 2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией интересных материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представим различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения ими кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состоянии и перспектив дальнейшего развития.

Предлагаемый вашему вниманию монолог Евгения Адлерова, основателя издательского дома «СК Пресс», позволит вам узнать много интересного об основных этапах становления в России профессиональной ИТ-прессы, происходящих в этой сфере процессах, роли ИТ-изданий в развитии рынка информационных технологий.

Редакция

Чтобы понять и по достоинству оценить вклад профессиональной прессы в становление ИТ-рынка, просто представьте себе, что вдруг отключили Интернет, а вам срочно надо сравнить разные модели серверов, узнать в чем особенности новой версии ПО и в целом оценить тенденции отрасли, чтобы, например, подготовить конкурсную документацию или принять важное решение об архитектуре системы. В прежние времена, до Интернета, на помощь в такой ситуации приходили специализированные издания, за которыми порой приходилось идти в библиотеку или заказывать по почте.

Основатель издательского дома «СК Пресс» Евгений Адлеров пришел в издательский бизнес в начале 1990-х. Тогда же в стране начал появляться ИТ-бизнес и нужно было наладить его информационное обслуживание. А вот информация об ИТ, современная, мирового уровня, в стране отсутствовала. Был настоящий информационный голод. В принципе он был во всех отраслях, но казалось, что в ИТ в особенности. Всему миру было понятно, что ИТ — это инструмент для того, чтобы двигать бизнес вперед. Бизнес, который имел серьезные ИТ-ресурсы, развивался быстрее, чем тот, который их не имел. И чувствовалось, что в России нужна информация мирового уровня как для самих ИТ-компаний, так и для предприятий, которые собирались использовать ИТ.

Компьютерные журналы тогда были основным, а зачастую и единственным источником информации о мире информационных технологий. Оригинальные англоязычные издания были почти недоступны большинству отечественных специалистов из-за цены и сложностей с доставкой, поэтому появление в 1995 г. на русском языке еженедельника PC Week, одного из самых популярных в мире ИТ-изданий, было встречено читающей ИТ-публикой на «ура». С тех пор прошло уже двадцать лет, а PC Week/RE продолжает снабжать ИТ-профессионалов актуальной и полезной информацией.

При этом стоит помнить, что ИТ-издание — это тоже бизнес, со своей экономикой, процессами, кадрами, динамикой развития, проблемами. И точно так же, как любой другой бизнес, ИТ-издание должно приносить прибыль акционерам. Точно так же этот бизнес переживает кризисы и подвержен трансформирующему влиянию ИТ. О том, как функционирует и какие задачи решает ИТ-пресса, рассказывает Евгений Адлеров.

Цифровая трансформация в издательском бизнесе

Издательский бизнес за минувшие двадцать лет трансформировался весьма серьезно. Само понятие «издательский дом» сильно изменилось со времен 1980–1990-х. Оно изначально, мне кажется, было неправильным — нельзя механически объединить всех, кто издает журналы и газеты, в нечто одно целое. Например, издание газеты сильно отличается от издания журнала, по ИТ-тематике или по какой-то другой, это абсолютно непохожие бизнесы. Это все равно что объединить все организации, находящиеся в одном здании, в том числе автосервис, столовую и все остальное. Сегодня каждую группу изданий нужно рассматривать абсолютно отдельно, со своей экономикой, со своими бизнес-процессами. В том числе и для нашего издательского дома. Поэтому про ИТ-прессу надо говорить отдельно, не смешивая ее, например, с «глянцем», такие издания мы тоже выпускаем, но это совершенно разные продукты.

Благодаря влиянию ИТ трансформировался производственный процесс в издательском бизнесе. Из полуручного многоступенчатого производства, когда автор приносил свою статью на дискете, ее распечатывали на бумаге, редактировали, затем на компьютере верстали, потом выводили пленки, отвозили в типографию и т. д., он превратилось практически в автоматизированный процесс: сегодня материал сразу редактируется и верстается на компьютерах, пленки уже не выводятся, сверстанный номер по Интернету отправляется в типографию, которая уже печатает тираж.

Поменялся не только производственный процесс, многое изменилось и в работе журналистов. Если взять 1990-е, то много времени уходило на ручной сбор информации. Нужно было сделать десять звонков, узнать, что там, а что здесь, как это делается в Европе, а как в передовой ИТ-стране — США. Сегодня всю информацию можно увидеть на экране своего ПК. Собственно, сделать это может и сам читатель, и, — казалось бы, ИТ-пресса теперь не нужна, не так ли? Изобилие и доступность меняют способы обработки и потребления информации. Журналисты сейчас больше заняты не сбором материала, а его агрегацией и анализом. Причем мы в редакции можем это сделать гораздо глубже и шире отдельного читателя. Мы можем охватить, например, весь мир, или Европу, или Москву, написать обзор по какой-то теме или технологии.

Исчезнет ли бумага? Если говорить об ИТ-прессе, то я не думаю, что бумага исчезнет в ближайшие годы. Сложно заглядывать далеко, но в ближайшие два-четыре года — вряд ли. Конечно, ушла из изданий обширная новостная лента, занимавшая несколько полос, она вся перешла в Интернет, туда же перешла аналитика. Потому что бессмысленно печатать в PC Week/RE новости прошлой недели: все они давно уже вышли в онлайне (и у нас на www.pcweek.ru тоже). Поэтому перепечатывать их заново в газете нет резона. Какие-то обзоры тоже ушли в Интернет. Но серьезные, глубокие статьи остаются на бумаге — мне кажется, что читатель еще не готов читать пятиэкранную статью в Интернете: он заканчивает на первом. А в печатном варианте люди привыкли читать. Я считаю, что бумажная ИТ-пресса еще не скоро исчезнет.

Если говорить о других сегментах, то, например, «глянцевый» сегмент, по-моему, еще очень долго просуществует. У издателей есть понятие «look and feel» — «смотреть и чувствовать», это передает ощущения человека от контакта с изданием. Журнал человек чувствует физически, а экран нет. Пока еще нет такого программного обеспечения и устройств, чтобы передавали ощущения человека от фактуры бумаги, цвета, запаха... Если это журнал мод или журнал путешествий — он дает тени, глубину, дает ощущение этого наряда или этой природы. Это пока недоступно на экране.

Роль прессы в создании ИТ-рынка

Могла бы развиваться ИТ-индустрия без СМИ? Очевидно, что нет. Компьютерная пресса оказала существенное влияние на рынок. Может быть, ее роль сегодня немного недооценена, а может быть, она и сама по себе стала меньше. Но, во всяком случае, изначально значимость СМИ была высока, потому что именно мы сообщали свежие новости, рассказывали о передовых технологиях, последних проектах внедрения новейших технологий в бизнес. Мы приносили это на рынок и показывали широкому кругу читателей: от ИТ-бизнесменов до корпоративных заказчиков и конечных пользователей. Мы давали свежую информацию, которую рынок потреблял. Влияние Интернета в то время было минимальным, поэтому единственным местом, где можно черпать эту информацию, были либо ИТ-журналы, либо профессиональные конференции. Но конференции проходили редко, а мы были здесь каждый день, каждую неделю или каждый месяц, на постоянной основе.

Сегодня, если говорить о новостях, роль журналов гораздо меньше. Правда, Интернет — это тоже пресса, просто другой формат. Сегодня наша новостная лента вся в Интернете. Мы систематизируем новостной поток, делаем новости более доступными и более скоростными. Вы заходите на сайт того же PC Week/RE и тут же видите состояние ИТ-рынка. А так вы должны были бы просидеть в онлайне не двадцать минут, а час или два, чтобы собрать те же новости по многочисленным мировым источникам — сайтам вендоров или интеграторов. Но, во-первых, они были бы менее нейтральными. И, во-вторых, они не были бы агрегированными. Мы делаем эту работу для читателя.

Но ИТ-издания трансформируются с каждым годом. Сегодня нужно давать читателю более глубокие, более серьезные материалы, которые нельзя найти просто где-то в онлайне — и мы делаем это, потому что у нас есть профессионалы-журналисты, которые такие материалы пишут.

Чем живет пресса: бизнес-модель ИТ-издания

Поговорим о бизнес-модели ИТ-издания — каким образом оно функционирует, на чем зарабатывает и чем живет. Если взять PC Week/RE, то он направлен на корпоративного пользователя и на канал. Такая пресса живет за счет сбора рекламы. Распространяется PC Week/RE в основном по подписке, но это подписка селективна, хотя и бесплатна. Мы выбираем человека, которому даем наш журнал. Чтобы стать подписчиком, нужно заполнить достаточно большую анкету, из которой мы видим, что это профессионал, работающий в области ИТ, — тогда мы ему даем бесплатную подписку на год. Дальше снова надо подписаться. Такая форма подписки, называемая «controlled circulation» («контролируемое распространение»), является основной. Мы не разбрасываем журнал бесплатно по улицам, мы сами решаем, кому его дать. Как правило, на Западе так распространяется основная масса узкоспециализированных индустриальных изданий. Из наших изданий, например, CRN/RE тоже попадает к читателям по такой схеме.

Как объяснить рынку, что если не давать рекламы, то не будет ИТ-прессы? Это, наверное, одна из самых сложных частей нашей работы. В особенности это сложно объяснять нашему рынку, который пришел в современное общество из советского пространства, где вся пресса распространялась в основном по подписке. Газеты еще покупали, но чаще все-таки выписывали. Мы пришли из такой классической подписной страны, либо, в газетном смысле, может быть, ньюс-стендовой страны. Пришли в новую, капиталистическую модель общества, где возможны разные модели дистрибуции изданий. А когда ушла платная подписка, единственным источником бюджета у нас осталась реклама. И объяснить обществу, что реклама поддерживает ИТ-прессу и дает ей существовать, очень непросто. Но мы как-то с этой проблемой справляемся, раз двадцать лет выпускаем PC Week/RE (и не только его).

Секрета особого тут нет, просто мы очень зависим от состояния экономики в стране. Когда экономика на подъеме, когда вендоры, дистрибьюторы и дилеры зарабатывают деньги, то мы получаем часть маркетинговых бюджетов, которые идут на рекламу, потому что возглавляют ИТ-компании серьезные, образованные, с широким кругозором люди, которые это понимают. А когда в экономике спад, естественно, нам сложно.

О самом важном — о контенте

Пропорция, в которой подается информация о технологиях и о бизнесе, очень зависит от издания. Есть более бизнесовые издания в ИТ, менее бизнесовые и есть издания совсем не про бизнес, а про технологии. Все они очень различаются. PC Week/RE — это как раз наиболее широкое издание, которое дает и технологическую базу для ИТ-профессионала, и бизнес-составляющую тоже. А вот, например, наша газета CRN/RE — она наоборот больше про ИТ-бизнес, чем про технологии.

Разумеется, весьма остро для нас стоит вопрос качества контента. На мой взгляд, нельзя закончить журфак и писать про ИТ. Нужно либо поработать в ИТ ряд лет, либо, что более предпочтительно, иметь ИТ-образование и работать в ИТ-компании, а потом уже становиться ИТ-журналистом. Но это некая идеальная картина, потому что есть экономическая проблема — гонорары журналистов гораздо ниже, чем зарплаты в ИТ-компаниях. Мы ощущаем это у себя в изданиях, думаю, это ощущается и в других изданиях тоже. У нас в стране зарплаты журналистов существенно ниже зарплат в отраслях, о которых они пишут. Притом что квалификация человека пишущего, скажем о ERP, должна быть близка по уровню к квалификации хотя бы рядового специалиста, внедряющего такие системы. Но, к сожалению, рынок не готов платить столько денег ИТ-прессе, чтобы ИТ-пресса могла платить высокие зарплаты работающим в ней людям. А вот рынок ERP, например, прекрасно оплачивает компаниям-интеграторам их услуги, и это позволяет им платить достаточно высокие зарплаты своим специалистам.

Абсолютно нельзя сказать, что это происходит от скупости издателей. Это системная проблема. На Западе каждый бизнесмен понимает, что маркетинг необходим и что пресса — тоже маркетинг, что за это все нужно платить, чтобы это было на должном уровне. А у нас в стране к расходам на прессу часто относятся по остаточному принципу. Рынок недооценивает значение профессиональной прессы. Помните раньше в Советском Союзе были курсы повышения квалификации? Если мы хотим, чтобы в стране были настоящие профессионалы, надо помнить, что специалист должен непрерывно развиваться. Важную роль в этом играет отраслевая пресса, которая служит источником информации для всех специалистов, вне зависимости от того, работают они на стороне поставщика или заказчика.

Повлиять на ситуацию крайне сложно. Это один из тех процессов, которые протекают естественным путем, путем смены поколений. Всё-таки мы молодая страна. Современной России всего-то двадцать с небольшим лет, если за точку отсчета условно взять 1990 год. У нас еще очень многие процессы не устоялись. В итоге все когда-нибудь нормализуется, но на это уйдут годы. Никуда мы не денемся, наши журналисты будут зарабатывать столько же денег по отношению к специалистам в отрасли, сколько зарабатывают их коллеги в развитых странах.

Читатель голосует подпиской

Можно сказать, что модель поставки ИТ-сервисов по подписке, ставшая популярной в связи с развитием облачных технологий, в какой-то мере заимствована индустрией у прессы. Так что отношения читателя с изданием можно рассматривать как своего рода SLA, только аналогия здесь не совсем прямая.

В принципе, если бы у нас в стране была нормальная ньюс-стендовая система дистрибуции прессы, тогда, конечно, большая часть тиража уходила бы, естественно, в киоски. Например, в Германии, киоскер обязан бесплатно брать к распространению все выпускаемые издания. Такой модели у нас нет, киоски работают на доплате за то, что они берут издания, потому что они вынуждены достигать рентабельности. То есть в России очень непростая модель дистрибуции прессы и работы сетей киосков. Если бы у нас было как в Европе, то можно было бы говорить, что человек, который платит деньги, естественно, перестанет их платить, если контент стал ему неинтересен — и это работало бы как мгновенная обратная связь.

Во всем мире считается, что модель «контролируемой циркуляции» работает не менее четко, чем модель киосков, когда вы платите за газету каждое утро. Потому что подписчику нужно заполнить серьезную анкету, чтобы получить наш журнал. Если вам неинтересен этот контент, зачем вы будете раз в год перезаполнять эту анкету? То есть реально от вас требуется некое, на мой взгляд, даже более сложное действие, чем просто вынуть три рубля и заплатить за газету. Мы уверены, что человеку, который заполняет эту анкету, наш журнал действительно нужен. Значит, ему нравится этот контент. Если учитывать, что у нас не падает количество подписчиков, мы можем смело предположить, что контент в PC Week/RE хорош.

Блогеры — конкуренты или партнеры для ИТ-прессы?

Мы с вами начали с того, как трансформировалось издание 1990-х до издания нового века или даже нового тысячелетия, в котором мы сейчас с вами живем. И одна из трансформаций, о которой мы не сказали ранее, заключается в том, что основная функция прессы в 1990-е была в том, чтобы доносить мировую и нашу местную информацию до читателя. Ее негде было взять, кроме как в СМИ. Сегодня функция доставки информации тоже присутствует. Но есть еще одна, не менее важная функция: это отбор и систематизация информации для читателя. Роль прессы в этой части очень сильно выросла и сегодня является чуть ли не основной.

Наряду с традиционными СМИ, блоги стали сегодня важным источником информации по многим вопросам, от общественно-политических до узких аспектов какой-то конкретной технологии. Блогер — специалист в своей теме, он дает вам более глубокую информацию по ней. Но эта информация может быть субъективна, нерегулярна, а порой и недостоверна. В конце концов, блогер — живой человек и может ошибаться. Поэтому вам нужно отобрать себе десять-пятнадцать блогов по одной теме, которые придется отслеживать, чтобы быть в курсе событий. А мы даем информацию до той глубины, которая нужна читателю нашего издания. Ведь издание направлено на определенный срез, и мы фильтруем информацию для получения этого среза. Если делаем это плохо, нас перестают брать (покупать или выписывать); если делаем хорошо, у нас все в порядке.

Можно сказать, что издание выступает как доверенный агрегатор информации, выполняя для читателя работу по сбору, оценке и фильтрации контента. Обладая большими ресурсами, редакция журнала может вычитывать десятки новостных лент и авторитетных блогов, что не под силу одному человеку, будь он даже самым лучшим специалистом в своей области.

Поэтому я не считаю, что у ИТ-прессы есть какая-то конкуренция с блогерами. Лично я как раз не отношусь к категории людей, которые считают, что Интернет что-то забрал у печатной прессы или что блогеры забирают что-то у сайтов или у традиционных изданий. Как человек медийный, я понимаю, что каждая новая площадка дает некоторый свой плюс. И если какая-то другая площадка страдает от этого, значит, она должна страдать, значит она неправильно позиционируется. Возьмите классический пример: появление телевидения. Оно же не убило театр или кино. Да, есть телевидение, мы все сегодня не представляем себе жизнь без него, но театр и кино тоже есть, все одновременно. Да, появилась цифра. Ну и что? Еще одна медийная площадка. Если какие-то газеты и журналы закрылись, значит, они просто не смогли правильно себя перепозиционировать в новой реальности.

Оглянуться назад и подумать о будущем

Десять лет назад Евгений Адлеров в интервью по поводу десятилетия журнала говорил, что PC Week/RE — по сути отраслевая газета для компьютерной индустрии и будет сохранять лидирующее положение по крайней мере еще пять лет. По факту прошло десять лет и прогноз издателя остается неизменно оптимистичным — PC Week/RE сохранит свою позицию и читательскую аудиторию в течение следующих пяти, а может и десяти лет.

Тогда же, в 2005 г. им было сказано, что ИТ-рынок взрослеет, и пройдет еще десять лет, и компаниями будут управлять те, кому сегодня 20–25, им нужны будут другие журналы, другие газеты, и мы надеемся, к тому времени наши издания тоже станут другими.

И это почти случилось сегодня. К сожалению, за эти десять лет прошел не один, а несколько кризисов. А кризисы, как правило, в ИТ-индустрии во всяком случае, заставляют «старую гвардию» не передавать бразды правления молодым. Потому что проблемы всегда решаются теми, кто стоит в данный момент у руля. Теми, кто уже набрался опыта, заматерел и умеет их решать. Тем не менее смена поколений все равно происходит, но не так быстро, как я этого ожидал десять лет назад. Потому что все-таки был серьезный кризис, и сейчас опять, как мы знаем, кризис. Если бы экономика развивалась достаточно равномерно и мы бы не столкнулись с кризисами, то, я думаю, что это произошло бы точно.

Что касается ИТ-изданий, то они сегодня другие. Они менее новостные, более аналитические, новости ушли в Интернет полностью, там же теперь и легкая аналитика, сообщения о пресс-конференциях, презентациях — все ушло в онлайн. ИТ-издания сегодня глубже, обстоятельнее, и по-прежнему востребованы рынком.