Облачный бизнес IBM растет за счет гибридных облаков, аналитики, сервисов и локального хранения данных. В результате компания укрепляет позиции на рынке облачных инфраструктурных услуг, на котором сейчас лидируют Google, Amazon Web Services и Microsoft Azure, считает Роберт Леблан, старший вице-президент IBM Cloud.

В интервью ZDNet он объяснил, что IBM фокусируется на гибридных облаках, так как лишь немногие предприятия готовы вложить триллионы, чтобы построить всю свою инфраструктуру заново. Однако в отличие от HP, которая заявила об уходе с рынка публичных облаков, Голубой гигант считает это направление важной частью своего бизнеса. «У нас более широкая стратегия», — сказал Леблан, добавив, что публичные облака играют ведущую роль в планах компании, так как позволяют охватить предприятия любого размера — от стартапов и среднего бизнеса до крупных корпораций. При этом крупные предприятия предпочитают гибридный подход, позволяющий размещать в публичных облаках часть приложений.

У IBM есть главный локомотив на рынке публичных облаков — облачная инфраструктура SoftLayer, которая не только привлекает новых заказчиков, но и позволяет IBM использовать эффект масштаба при продвижении других своих технологий вместе с услугами «платформа как сервис» и «ПО как сервис».

Так, в крупных сделках, направленных на создание гибридных облаков, которые IBM заключила с военными ведомствами США, компаниями Coca-Cola Amatil и The Weather Company, заказчиков привлекли аналитические технологии и возможность хранения данных в пределах национальных границ. «У нас есть дата-центры за рубежом, благодаря этому заграничные заказчики могут контролировать свои данные», — сказал Леблан. Это важно, поскольку сейчас законы многих стран требуют локального хранения данных. К тому же многочисленные шпионские скандалы, связанные с действиями АНБ США, привели к росту внимания к вопросам защиты в облаках персональных данных и другой важной информации.

Леблан также отметил, что наличие дата-центров в разных странах мира позволяет экономить на передаче информации, так как в большинстве случаев IBM может хранить данные там же, где находится заказчик.

Не менее важным преимуществом является возможность выполнения углубленного анализа данных на облачной платформе. В частности, именно это играет ключевую роль для The Weather Company, которой необходимы аналитические средства при составлении прогнозов погоды. Не исключено, что со временем наличие аналитических технологий будет иметь все более важное значение для провайдеров облачных услуг. Не случайно Microsoft в последнее время скупает компании, специализирующиеся на аналитике, такие как Revolution Analytics, чтобы добавить их технологии к облаку Azure.

Но как оптимизировать затраты при использовании облаков? По словам Леблана, при продвижении частных или публичных облаков IBM предлагает в качестве одного из вариантов управляемые услуги: «Есть расходы на вычислительную обработку и есть расходы на хранение данных, но больше всего тратится на передачу данных туда-сюда. При этом на вычислительную обработку приходится не так уж много затрат. Но отрасль не дает заказчику облачных услуг особых средств для оценки полных сквозных расходов. Большинству клиентов нравится гибкая возможность платить за то, что они используют, но им очень не нравится, когда они не знают, что им действительно нужно».

Это говорит в пользу использования для облаков управляемых услуг. Многие заказчики IBM предпочитают приобретать подписку, в которой предусмотрен верхний предел затрат. «При использовании гибридной модели это имеет смысл для заказчиков, которым важна предсказуемость расходов. Ведь один лишь переход в облака не принесет сокращения бюджета», — сказал Леблан.

Что касается брокеров облачных услуг, то, по его мнению, у этой концепции есть перспективы, но весьма отдаленные, так как на облачном рынке вряд ли приживется многоуровневая модель бизнеса, поскольку основная его идея — экономия затрат. Однако брокеры или интеграторы облачных услуг могут сыграть роль при оптимизации затрат. Но для этого необходимо больше стандартов, с помощью которых клиенты смогут переключаться между разными облачными провайдерами.

«Когда появятся заказчики, использующие десятки разных сервисов в десятках облаков и получающие десятки счетов, тогда может появиться спрос на услуги брокеров. Их ценность может оказаться существенной, поскольку чем больше клиент использует облака, тем сложнее они становятся», — сказал Леблан и провел сравнение с автомобильной отраслью. В 1950-х автомобилестроители, такие как General Motors, делали сами все детали машин. Теперь все они занимаются только проектированием, сборкой и маркетингом, но нельзя сказать, что современный автомобиль стал менее сложным, чем раньше.

По поводу стандартов Леблан отметил, что облачная отрасль еще находится на начальном этапе их разработки. Для IBM термин «гибридный» означает две вещи: связь облака с корпоративной инфраструктурой и связь облака с другими облаками. «Сейчас ситуация напоминает начало развития Интернета, когда стандарты еще только появлялись. Но именно благодаря стандартам Интернет получил такое колоссальное распространение», — сказал Леблан. С помощью OpenStack предприятия могут исполнять приложения в любом публичном или частном облаке. «Совместимость очень важная для клиентов, которым требуется открытая облачная среда», — подчеркнул Леблан, отметив важную роль организации Cloud Foundry для развития облаков.

Рассматривая перспективы сервиса «платформа как услуга» (PaaS) , Леблан остановился на облачной платформе Bluemix PaaS, которую IBM продвигает около года. По его словам, компания довольна спросом на эту платформу и рассматривает Bluemix в качестве основы для создания экосистемы вокруг своего облака и особенно вокруг сервиса SoftLayer. «PaaS еще находится на раннем этапе, — считает Леблан. — Характерная особенность PaaS заключается в охвате всех облачных рынков — публичного, частного и гибридного, а платформа Bluemix так и построена, чтобы отвечать разным требованиям. Немало клиентов сейчас присматриваются к Bluemix».