Три главных вопроса импортозамещения инфраструктурного ПО — что, кому и за чей счёт делать? Как водится, меньше всего ясности с последним пунктом. По замыслу Минкомсвязи управлять работой должна пока ещё не созданная АНО (автономная некоммерческая организация), которой будет выделено 18 млрд. руб. из бюджета.

Разумеется, предусматриваются также и инвестиции со стороны бизнеса, но какая-либо конкретика тут вообще отсутствует. Да и государственное финансирование — дело пока ещё не решённое, хотя уже активно критикуемое.

Впрочем, участвующие в проекте ИТ-компании ничего плохого в госфинансировании не видят. «В нашей ситуации, когда отечественный рынок ПО уже поделен и заказчики „плотно подсели“ на имеющиеся решения, пробиться на этот рынок не так легко, и субсидии вполне оправданы с точки зрения интересов государства. Тем не менее обоснованность субсидирования государством того или иного частного бизнеса нередко является объектом критики. Тут эксперты придерживались четкого подхода: поддерживать следует только разработку и только продуктов с открытым кодом. Например, заявку по СУБД „Линтер“, предлагающую развитие проприетарного ПО, оценили высоко, но выделять средства на него рекомендовали с помощью „инструментов венчурного финансирования“. Таким образом, государство поддерживает не столько бизнес, сколько создание „общего блага“, то есть продукта, который может использоваться всеми. Конечно, де-факто определенный приоритет в использовании этого блага будет у его создателей, но требование существенного софинансирования проекта его участниками компенсирует и это», — рассказал заместитель генерального директора ООО «Постгрес Профессиональный» Иван Панченко.

Генеральный директор ALT Linux Алексей Смирнов уточняет детали: «В данном случае нет оснований говорить о прямом финансировании частного бизнеса. Бюджетные средства планируется выделять только на оплату труда разработчиков, а все накладные расходы будут нести компании, входящие в соответствующие консорциумы. О какой-то прибыли речь также не идёт. Поэтому участники не получат сколько-нибудь заметных конкурентных преимуществ. Просто мы быстрее сделаем то, что сделали бы в любом случае. Конечно, субсидирование зарплат поможет нам, но результаты могут быть в равной мере использованы всеми участниками рынка».

Действительно, предложенный метод выглядит вполне эффективным. Вместо того, чтобы заказать бизнесу разработку конкретных продуктов, а потом ещё и финансировать их техническую поддержку, государство, образно говоря, берёт программистов у бизнеса «в аренду». А созданные на основе их работы конкретные продукты компании будут развивать самостоятельно и зарабатывать на этом деньги.

Президент и генеральный конструктор «НТЦ ИТ РОСА» Владимир Рубанов делится своей точкой зрения на предложенную концепцию государственного финансирования: «В России уже есть компании, являющиеся центрами компетенции по некоторым направлениям разработки ПО. Задача заключается в том, чтобы интенсифицировать процесс разработки и масштабировать эти компетенции. Поэтому государство не заказывает им какую-то разработку, как это принято при обычном госзаказе, а субсидирует повышение темпов их развития. Все необходимые решения мы сделали бы и без помощи государства. Но, во-первых, в меньшем объёме, а во-вторых, не так быстро. Государство стимулирует темп и масштаб. По сути оно инвестирует не юридические лица, а специалистов, являющихся носителями компетентности. Которые, кстати, могут просто перейти на работу в другую компанию. Тут важен именно макровзгляд на развитие отечественных кадров и независимых от санкций базовых технологий и решений для нужд страны в целом. Более того, это позволит повысить степень вовлечённости конкретных людей в международные открытые проекты. И, соответственно, степень их влияния в них. Государство при этом получает квалифицированные отечественные кадры, повышение роли России в международных сообществах разработчиков, а также соответствующие технологически независимые решения»

А вот ситуация с первыми двумя вопросами (что делать и кому делать) начала проясняться. На сайте Минкомсвязи опубликован протокол экспертной оценки проектов по импортозамещению инфраструктурного ПО, соответствующего пунктам 4–8 плана, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 г. № 96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения», в котором названы приоритетные проекты по следующим направлениям: «Мобильные операционные системы», «Клиентские операционные системы/Серверные операционные системы», «Системы управления базами данных», «Средства управления „облачной“ инфраструктурой и виртуализацией» и «Пользовательское офисное программное обеспечение».

Разумеется, этими направлениями общий список импортозамещения не исчерпывается. Но на совещании рассматривались исключительно общесистемные инфраструктурные проекты. Узкопрофильные отраслевые решения выделены в отдельные группы, развитием которых будут заниматься специально созданные для этого консорциумы.

В состав экспертной комиссии вошли представители ОАО «Интер РАО ЕЭС», ВГТРК, ЦБ РФ, ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Газпром нефть», Объединенной авиастроительной корпорации, Новосибирского института программных систем, группы ЕВРАЗ, АО «Вертолеты России», госкорпорации «Ростех», «Роснефти» и других отечественных организаций. Участникам обсуждения было предложено оценить представленные проекты по следующим критериям:

  • имеющийся задел в предметной области;
  • опыт коммерческих проектов;
  • участие в международных СПО-проектах;
  • соответствие целевым техническим характеристикам;
  • импортонезависимость;
  • корректность оценки затрат;
  • реалистичность плана реализации проекта.

О работе комиссии рассказывает Иван Панченко: «Эксперты старались найти оптимальный баланс, заключающийся в максимальном использовании как отечественной компетенции, так и разработанных международным сообществом свободно распространяемых программных продуктов. Хорошо, что СПО с высоким российским участием рассматривается наравне с чисто российскими продуктами. Более того, ему явно отдается приоритет. Таким образом, курса на технологическую изоляцию и опоры только на собственные силы нет. На мой взгляд, это правильно, так как изоляция и попытки „догнать“ с большой вероятностью приведут к технологической отсталости».

Это подтверждает Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании «Новые облачные технологии»: «Как было сказано на экспертизе в Минкомсвязи — они не видят необходимости финансирования проектов, которые не открывают результаты по СПО-модели. В качестве аргумента приводилось, что иначе компания будет продана и уйдет из России».

В направлении «Клиентские операционные системы/Серверные операционные системы» наивысшую экспертную оценку получил проект «Корпоративная платформа на базе отечественных операционных систем», представленный компаниями «Альт Линукс», ООО НТЦ «РОСА», «КриптоПро», «Ланит-Интеграция» и др. Это означает, что при положительном решении вопроса о государственном финансировании именно данный проект будет рассматриваться в качестве приоритетного.

Перспективы развития этого направления раскрывает Алексей Смирнов: «По поводу десктопной платформы у частников обсуждения было единое мнение — она уже достаточно хороша и может развиваться без государственного финансирования. Конечно, какие-то проблемы есть, но все они решаются. Основная задача — построение платформы для тяжёлых серверных решений enterprise-класса. Теоретически в Linux всё это есть уже сегодня. И многое работает „из коробки“. Но практика крупных внедрений показывает, что развёртывание комплексов с количестом пользователей от 50 тыс. на разных площадках и со сложной системой управления — это каждый раз „квест“. Важно, чтобы для enterprise-решений был полный набор компонентов — домен в соответствии со спецификациями, системы коллективной коммуникации с высокой степенью интеграции и т. д. Причём управлять всем этим хозяйством должен обычный администратор».

Своими соображениями на этот счёт делится Владимир Рубанов: «Главная задача — приведение существующих сегодня в Linux средств управления корпоративной ИТ-инфраструктурой к привычному для корпоративного сектора виду. Грубо говоря, создание функциональных аналогов Microsoft System Center, Microsoft Active Directory, Microsoft Exchange и т. п., способных управлять как большим количеством чисто Linux-инфраструктур, так и смешанными ИТ-инфраструктурами. Разумеется, это не создание продуктов с нуля — многие компоненты уже существуют, следует только в отдельных случаях доработать функциональность и всё интегрировать в единые интерфейсы управления»

Но не получится ли так, что каждая компания начнёт «тянуть одеяло на себя»? Алексей Смирнов уверен, что такая опасность проекту не угрожает: «Разумеется, и у „Альт Линукс“, и у РОСА есть своя специфика. Но компоненты будут доступны всем участникам на уровне исходного кода. К тому же разработку планируется распределить между всеми — каждый будет заниматься тем, что у него лучше получается, в чём он обладает большей компетентностью. В этом и смысл проекта — сообща сделать то, что нужно всем».

В направлении «Системы управления базами данных» первое место занял проект «СУБД PostgreSQL и связанные с ним решения», представленный ООО «Постгрес Профессиональный», ООО «Диасофт Платформа», ООО «1С» и другими компаниями.

Иван Панченко рассказывает: «Финансирование разработки PostgreSQL государством и софинансирование компаниями — участниками проекта даст возможность привлечь больше разработчиков, в том числе и научных коллективов, к работе над ключевыми задачами совершенствования этой СУБД, а также вспомогательного и прикладного ПО. Мы ожидаем, что это даст мощный толчок в решении двух взаимосвязанных задач. Во-первых, сделать PostgreSQL еще более пригодной для решения задач промышленного уровня и более конкурентоспособной по сравнению с ведущими коммерческими СУБД. А во-вторых, создать в России индустрию СУБД-строения как самовоспроизводящуюся экосистему, связанную с PostgreSQL, которая будет включать разработчиков ядра СУБД, разработчиков смежных и прикладных областей, рынок разработки, системы обеспечения качества, образование и науку. Помощь со стороны государства позволит умножить наши усилия и организовать работу консорциума, чтобы достичь целей в более короткий срок и с большей степенью уверенности».

Проект «Пакет офисного программного обеспечения „МойОфис“», альтернативный решениям MS Office, MS Office 365, Google Apps«, был представлен ООО «Лаборатория облачных технологий» и ООО «Новые облачные технологии» и занял третье место в направлении «Пользовательское офисное программное обеспечение». Это косвенно подтверждает приоритетный статус свободных решений. Дмитрий Комисаров комментирует: «Нам сложно оценивать свою категорию, поскольку мы изначально предупреждали, что пока не готовы открыть проект полностью. Хотим пожелать коллегам успехов, пусть в России будет много хороших офисных решений».