Переход бизнеса к облачным вычислениям — очевидная реальность современного этапа развития корпоративных ИТ. Реализуется он через использование публичных облачных сервисов (данные и приложения находятся в ЦОДах сервис-провайдеров), построение частного облака на площадке заказчика (данные и приложения хранятся в инфраструктуре самого заказчика) или комбинацию этих подходов в гибридном облаке.

Однако не всегда заинтересованные в публичных сервисах заказчики готовы получать их напрямую от глобального поставщика. Многие предпочитают иметь дело с местными сервис-провайдерами в силу разных причин: возможности общаться на родном языке, готовности провайдера кастомизировать свои сервисы под требования заказчика, необходимости соответствия предлагаемых услуг новым реалиям рынка.

Учет региональных особенностей

Учитывая пожелания бизнеса, в начале года Microsoft запустила в России Cloud OS Network Russia — расширенную версию глобальной программы COSN. «Эта стратегическая инициатива ориентирована на наших партнеров, ее суть заключается в том, что Microsoft инвестирует в совершенствование партнерских центров обработки данных. Участники хостинговой программы смогут предоставлять в России свои продукты и услуги публичного облака международного стандарта качества», — пояснил Кирилл Котляренко, специалист по технологической стратегии сервис-провайдеров Microsoft в России, добавив, что компания не только открывает партнерам доступ к своим технологиям, но и помогает строить бизнес, понимая, насколько в России важны глобальная экспертиза и международный опыт. В настоящее время в программе COSN Russia участвуют семь российских сервис-провайдеров: «Ростелеком», КРОК, «Облакотека», «Электронная Москва», DataLine, Infobox, Softline.

Надежность и качество

В рамках программы COSN Russia корпорация Microsoft помогает совершенствовать ЦОДы местных партнеров и оказывает им экспертную поддержку в создании и развитии облачных сервисов международного уровня. По словам Кирилла Котляренко, в первую очередь инвестиции направлены на технологическое развитие сервис-провайдеров: «Мы предоставляем технологии и оказываем помощь в их интеграции, в том числе с участием подразделения Microsoft Consulting Services. К каждому участнику программы приезжает команда, состоящая из архитекторов, консультантов, бизнес-аналитиков, и делится экспертизой, накопленной за годы построения облачных сервисов».

В Microsoft считают, что в России есть немало сервис-провайдеров, хорошо умеющих строить ЦОДы и обладающих необходимым опытом для предоставления облачных услуг. Поэтому основная задача — оказать им помощь в создании собственных конкурентоспособных облачных услуг мирового уровня, предоставляемых из дата-центров в России. В частности, Microsoft помогает партнерам с подбором оборудования, на котором ее решения будут работать наиболее эффективно, экономично и надежно, а инженеры из Microsoft Consulting Services проводят проверку архитектуры решения и процессов обслуживания соответствующей инфраструктуры.

«Вместе с партнерами мы стремимся к тому, чтобы все сервисы в рамках данной инициативы имели уровень доступности не ниже 99,9%, а сами ЦОДы соответствовали высочайшему уровню надежности Tier III. Некоторые участники программы уже имеют сертификат соответствия, а другие готовятся к сертификации», — подчеркнул Кирилл Котляренко.

Три облачных сервиса

Все участники программы COSN Russia предоставляют сервисы IaaS и решения для бизнес-продуктивности. По желанию они могут быть дополнены системой для управления взаимоотношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM Online.

Основным в этом перечне является сервис по предоставлению облачной инфраструктуры (IaaS), который строится на базе продуктов Windows Server 2012 R2, System Center 2012 R2, Microsoft SQL Server и портала Microsoft Azure Pack. При этом доступ к сервису заказчики получают через интерфейс Azure Pack, очень схожий с интерфейсом Microsoft Azure, поэтому тем, кто уже использует глобальное облако, не придется осваивать новый интерфейс.

Сервисы бизнес-продуктивности строятся на продуктах Exchange 2013, SharePoint 2013, Microsoft Lync 2013 и Skype for Business, а облачные решения для управления взаимоотношениями с клиентами базируются на системе Dynamics CRM 2015.

Microsoft подчеркивает, что и в ее собственном облаке, и в облаках участников программы COSN Russia используются самые современные версии упомянутых выше продуктов и они будут обновляться по мере совершенствования этих продуктов.

Стратегия Microsoft

Запуская программу COSN Russia для сервис-провайдеров в России, Microsoft ставит целью развитие российского облачного рынка в целом. В корпорации полагают, что чем больше в стране будет предоставляться высококачественных облачных сервисов, тем выше здесь будет развита облачная экспертиза и тем шире будут использоваться облачные услуги.

Фактически участникам программы COSN Russia предстоит показать, чего можно добиться в облачном бизнесе в России, и стать примером для других сервис-провайдеров. Кроме того, добившись успеха на местном рынке, они смогут выйти и на рынки других стран.

Сервисы на платформе Microsoft из российского облака

«Данная инициатива Microsoft своевременна и учитывает реалии российского рынка, — поделился своим мнением Дмитрий Подшибякин, руководитель направления Проектного офиса по разработке и внедрению продуктов ОАО „Ростелеком“. — Мы хотим предоставить своим клиентам знакомые продукты в российских ЦОДах, понятное и предсказуемое ценообразование, не зависящее от курса валют, а также гарантии бесперебойного функционирования сервисов».

В таком же ключе комментируют предложенную Microsoft программу и в компании КРОК. При этом, как отмечает Руслан Заединов, заместитель генерального директора КРОК, она открывает компании дополнительные возможности привлечения новых клиентов.

Кроме того, подчеркнул Алексей Бахтиаров, генеральный директор компании Infobox, размещение облачных решений в российских дата-центрах гарантирует клиентам более высокую скорость доступа к данным в облаке по сравнению с зарубежными сервисами.

В целом, как отметил Алексей Севастьянов, заместитель генерального директора DataLine, участие в COSN Russia позволяет предложить заказчикам весь спектр отказоустойчивых и катастрофоустойчивых решений (IaaS, PaaS, SaaS) от ведущих мировых вендоров, а также работать с компаниями, которые исторически используют виртуализацию Microsoft. При этом партнеры рассчитывают на возможности огромной экосистемы Microsoft. «Мы делаем большую ставку на этот проект, так как ресурсы экосистемы Microsoft позволят рассказать о наших сервисах миллионам пользователей и тысячам партнерам Microsoft», — сообщил Алексей Бахтиаров.

По словам Максима Захаренко, генерального директора компании «Облакотека», специализирующейся на предоставлении SaaS- и IaaS-сервисов на платформе Microsoft, важно также и то, что помимо маркетинговых и PR-активностей, которые способствуют развитию бизнеса, участие в программе открывает партнеру доступ к консалтингу и поддержке Microsoft для технического развития сервисов.

Гибкость и надежность

Облачные партнеры Microsoft отмечают, какое большое внимание корпорация уделяет архитектуре решений партнеров, используемому оборудованию и настройкам ПО. «Рекомендуя от своего имени сервисы партнеров, Microsoft фактически ставит на них свой знак качества», — констатировал Алексей Бахтиаров. По его словам, после развертывания все партнерские решения проходят обязательную аттестацию, что гарантирует надежность сервисов, построенных в соответствии со стандартами вендора. Например, у DataLine, сообщил Алексей Севастьянов, уровень доступности сервиса, зафиксированный в специализированном облачном SLA, составляет 99,95%.

Использование облачных технологий Microsoft обеспечивает заказчикам гибкость, позволяя применять частные, публичные и гибридные облака. «Сама концепция Cloud OS предусматривает прозрачное распределение современной ИТ-инфраструктуры любой компании между собственным ЦОДом, облаком Microsoft Azure и „Облакотекой“ в зависимости от требований безопасности, удобства доступа и стоимости эксплуатации», — пояснил Максим Захаренко.

Гибридный сценарий — наиболее сильная сторона технологий Microsoft, считает Леонид Аникин, руководитель департамента облачной инфраструктуры компании Softline: «Возможность практически бесшовной интеграции собственных вычислительных мощностей клиента с мощностями сервис-провайдера и Microsoft Azure позволяет получить оптимальную по стоимости и производительности инфраструктуру».

Как отметил Алексей Бахтиаров, если заказчик уже использует какие-либо облака Microsoft, например Azure, то он может применить гибридную модель, чтобы перенести в российское облако часть данных, которые необходимо хранить в России, и параллельно продолжать использовать отдельные сервисы внутри Azure от Microsoft.

Участники программы COSN Russia также положительно отозвались о портале Microsoft Azure Pack, предлагающем простой, понятный и удобный для пользователя интерфейс управления виртуальным ЦОДом. Алексей Севастьянов уверен, что его оценят не только компании, уже знакомые с технологиями виртуализации Microsoft, но и те, кто только открывает для себя возможности облачной модели использования ИТ-ресурсов.

А такая модель сулит немало преимуществ, в числе которых партнеры Microsoft отметили возможность использования ПО бизнес-класса, отсутствие капитальных вложений в «железо» и софт, возможность быстро начать использование необходимых ИТ-решений, переход от единовременных крупных капитальных вложений к распределенным по времени, сокращение затрат на ИТ-персонал.

«В результате заказчик избавляется от забот о поддержке, размещении, модернизации инфраструктуры. Понятно, что чем проще заказчику, тем сложнее провайдеру, но технологическая помощь Microsoft позволяет нам быстрее нарастить компетенции и запустить сервис», — пояснил Василий Белов, руководитель направления ЦОД компании «Электронная Москва».

Кто они — заказчики?

Участники программы COSN Russia предлагают на платформе Microsoft облачные сервисы разных типов (SaaS, IaaS и PaaS) и разного содержания — офисные пакеты, бизнес-системы, виртуальные машины и т. д. Такой широкий выбор позволяет охватить самых разных заказчиков — от малых и средних компаний до крупных предприятий.

Так, сервисами «Облакотеки» пользуются и представители сегмента СМБ, и крупные заказчики. Первые размещают в облаке ключевые элементы своей ИТ-инфраструктуры, вторые — отдельные проекты или гибридные решения. По словам Максима Захаренко, интегрируют, внедряют и сопровождают эти решения партнеры компании — интеграторы, аутсорсеры, разработчики, консалтеры, которые используют для этого сервисы «Облакотеки». В настоящее время на платформе «Облакотеки» размещено несколько сотен ИТ-инфраструктур.

В Infobox также отмечают, что запросы поступают не только от малого и среднего бизнеса, но и крупных российских и зарубежных компаний. «Первым нашим сервисом стал Офис24. Его главным отличием от предлагаемого в России Office365 является интеграция с телефонией», — пояснил Алексей Бахтиаров.

Компания Softline, которая фокусируется на стандартных задачах по модернизации инфраструктуры для «1С», SAP, Exchange и других популярных ИТ-систем, обслуживает самых разных заказчиков. По словам Леонида Аникина, среди клиентов есть как очень крупные компании, которым необходима отказоустойчивость на уровне 99,99%, так и совсем небольшие фирмы, желающие перенести сервер с «1С» из своего офиса, где он максимально уязвим, в более безопасную среду.

В «Ростелекоме» отмечают, что сотрудничество с Microsoft дало возможность предложить современный универсальный облачный продукт, который может использоваться во всех сегментах рынка — от малого бизнеса до крупных корпораций и государственных учреждений.

Компания «Электронная Москва» запустила в опытную эксплуатацию IaaS-сервис, ориентированный на широкий круг заказчиков, выбрав для пилотного внедрения образовательные учреждения, активно использующие ИТ-сервисы в процессе обучения, но для которых информатизация — непрофильная деятельность.

В КРОК в первую очередь ориентируются на компании из корпоративного сегмента, например на крупные территориально распределенные холдинги, консолидирующие свои сервисы с помощью облачных услуг, и реже — на компании среднего масштаба. «Несмотря на то, что работы по созданию сервисов только идут, мы уже сейчас получаем запросы от потенциальных заказчиков», — сообщил Руслан Заединов.

По единодушному мнению облачных партнеров Microsoft, есть целый ряд факторов, которые привлекают заказчиков. Прежде всего, это быстрый доступ к данным. Ведь чем больше данных компании хранят в облаке, тем выше у них требования к скорости отклика сервера. Конечно, скорость доступа к ЦОДу, размещенному в России, будет выше. Отдельные заказчики иногда просят предоставить выделенные оптоволоконные каналы от ЦОДа до местоположения компании, и только локальный провайдер может предложить такую возможность.

Существенное значение имеет и гибкость настроек. Локальные провайдеры часто идут навстречу заказчикам, которым требуется кастомизация сервисов. «Например, клиент может поставить своё оборудование в наш дата-центр и дополнительно взять виртуальные мощности из облака Softline, находящегося в этом же ЦОДе», — сообщил Леонид Аникин.

К другим немаловажным преимуществам относится то, что круглосуточная поддержка предоставляется на русском языке, договорные обязательства регулируются в рамках российского законодательства, а цены зафиксированы в рублях и не привязаны напрямую к курсу валюты.

Что дальше?

Партнеры положительно оценивают приход в Россию облачных технологий Microsoft. «Это технологическое развитие рынка и, что важно, это возможность предложить локальные сервисы на базе лучших мировых программных решений», — считает Алексей Севастьянов.

По общему мнению участников COSN Russia, у данной программы большие перспективы. Алексей Бахтиаров отметил, что инициатива Microsoft способствует популяризации облачной модели использования ИT: «Чем больше провайдеров будут участвовать в предоставлении таких сервисов, тем больше конечных пользователей узнают о них. Чем шире будет выбор у конечного клиента, тем быстрее он найдет своего провайдера, а значит, будет выше его удовлетворенность от использования облачных услуг».

Все участники программы COSN Russia планируют выводить на рынок новые сервисы и расширять портфели облачных услуг. Так, DataLine запускает в июле функциональный аналог Office365, а в августе-сентябре — SaaS-услуги на базе Microsoft Dynamics CRM. Компания Infobox намерена в сентябре предложить облачную инфраструктуру на базе Windows Azure Pack. В Softline недавно завершили очередной проект по резервному ЦОДу на Azure Site Recovery Manager. «Ростелеком» прорабатывает возможности расширения сервисов на платформе Microsoft. «Электронная Москва» планирует запустить помимо IaaS-решений полноценные SaaS-сервисы. КРОК также имеет планы по расширению каталога сервисов на платформе Microsoft.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ MICROSOFT