За очень короткий период времени облака переместились с окраины ИТ-ландшафта в его центр. Прошло меньше 10 лет, и ИТ-директора получили возможность выбросить старые учебники и создать новую модель построения ИТ. Согласно исследованию IDC, на облака сегодня приходится треть всех расходов на инфраструктуру. Другая аналитическая компания, Forrester, предсказывает, что расходы на облачное ПО (по модели SaaS) в 2016 году составят 106 млрд. долл., то есть около 17% всех расходов на корпоративные приложения.
Итак, можно ли считать, что облака стали мэйнстримом? Представители издания ZDNet пообщались с несколькими CIO, имеющими опыт использования облаков, и попытались у них узнать — что уже работает, а что еще нет.
1. Использование облаков для преодоления разрыва в сервисах
Бывший CIO компании Tullow Oil Эндрю Маркс считает, что облако нужно рассматривать как форму гибкого аутсорсинга. «Это просто средство предоставления сервиса, — говорит он. — Концепция ИТ по требованию заключается в том, что компания может подписаться на интересные ей сервисы — неважно, как именно они предоставляются».
Маркс говорит, что облако предоставляет принципиально иную модель приобретения корпоративных ИТ по сравнению с традиционной, предполагающей закупку оборудования и ПО для размещения на определенной площадке. «Традиционная модель вполне подходит для ограниченного набора сервисов на региональных рынках, но в глобальном бизнесе такая модель приводит к большим задержкам. Это может стать принципиальной проблемой, особенно если ваше ИТ-подразделение обслуживает большой объем бизнес-транзакций, например в финансовой сфере, или обрабатывает огромные массивы данных, например в сфере разведки нефти или газа», — говорит Маркс.
Облако позволяет ИТ-директорам решать подобные проблемы через приобретение ИТ по требованию и переход к повсеместному предоставлению сервисов. «Вы можете переложить на провайдера услуг все вопросы по обеспечению требуемого набора сервисов, а также обязательства по поддержке пиковой нагрузки, когда и где бы она ни возникла, — говорит Маркс. — CIO вправе ожидать от облачного сервиса качественной работы и постоянной доступности. Многие ИТ-руководители расстроятся от того, что лишаются привычного права распоряжаться оборудованием, но их успокоит уверенность в производительности, надежности и безопасности сервиса, да еще по строго фиксированной цене».
2. Переход к облакоцентрической модели
CIO компании Working Links Омид Ширай сообщил, что его компания сформировала долгосрочную цель — перевести в облако как можно больше ИТ-сервисов, так как это позволяет за разумные деньги постоянно получать доступ к новым технологиям и знаниям.
Чтобы удержаться на гребне волны облачных инноваций, Ширай тратит много времени на общение с молодыми ИТ-профессионалами с целью разузнать, какие технологии на подходе. «Молодые специалисты могут больше знать и понимать в плане перспектив корпоративных ИТ, — считает Ширай. — Я обязательно обсуждаю с ними новые сервисы, а заодно могу видеть культуру изменений и обновлений в управлении ИТ, и облака играют тут ведущую роль».
Но Ширай также понимает, что переход в облака должен тщательно контролироваться, особенно в отношении информационной безопасности: «Большие облачные поставщики, такие как Amazon и Google, по определению, должны быть впереди других в том, что касается безопасности данных. Но бизнес будет нелегко убедить в преимуществах облачных решений и в том, что облакам можно доверить ценные данные».
3. Пусть облака делают то, что у них хорошо получается
С Шираем согласен и ИТ-директор Top Right Group Шон Харли. Он говорит, что в его организации облака внедряются там, где они могут дать наилучшее решение бизнес-задачи. Начать, по его мнению, стоит с типовых решений, которые вполне комфортно заказывать из облака.
«Только сумасшедший сегодня захочет разворачивать на своей площадке такие решения, как Salesforce или Office 365, — уверен он. — Пусть поддержкой и эксплуатацией таких решений занимаются профессионалы в соответствующих областях».
По словам Харли, в его компании облака также используются для решения отдельных задач в рамках некоторых бизнес-проектов. «Когда-то наш бизнес был сильно завязан на аутсорсинг, но мы стали замечать падение уровня сервиса и рост оттока клиентов. Поэтому мы все вернули обратно в собственные руки, и теперь аккуратно выделяем те области, которые могут без проблем переместиться в облако», — сказал Харли.
4. Успокойтесь и подумайте, что делать со старыми системами
Йан Кокс, бывший CIO, а ныне консультант в компании Axin, также считает, что для ИТ-руководителей было бы большой ошибкой пренебрегать облаками и недооценивать качество облачных сервисов. Но он также считает, что в этой области еще много предстоит сделать. «Мы еще не достигли переломной точки, — полагает он. — Хотя одни компании уже переходят к модели использования ИТ по требованию, очень многие другие все еще предпочитают наращивать внутренние ресурсы» .
Для многих ИТ-директоров, считает Кокс, переход к модели ИТ по требованию остается головоломкой. «У вас есть унаследованные системы и на определенном этапе вам придется рассмотреть возможность их переноса в облака. И это возможно», — говорит он, будучи уверенным в том, что будущее за ИТ по требованию несмотря на все сложности с обеспечением безопасности и дефицит доверия к этой модели со стороны бизнеса.