«Лаборатория Касперского» (ЛК) начала продажи обновленной версии своего флагманского решения «Kaspersky Internet Security для всех устройств» (KIS). При этом под всеми устройствами понимаются устройства, использующие ОС Windows XP и выше; Mac OS X 10.8 и выше; Android 2.3 и выше.

Приложения для защиты мобильных устройств, работающих под управлением iOS 7.0 и выше и Windows Phone 8 ЛК предлагает бесплатно (их можно скачать из магазинов App Store и Windows Phone Store, соответственно). В фирменном интернет-магазине ЛК лицензии на новый KIS сейчас предлагаются в трех вариантах: для двух, трех и пяти устройств (по ценам 1600, 1990 и 3900 руб., соответственно). Из этих цен видно, что выгоднее всего приобретать лицензии, дающие право на защиту трех компьютеров. Так как при этом защита одного ПК обойдется конечному пользователю лишь в 663,33 руб. В то время как для вариантов, рассчитанных на два и пять устройств, этот показатель равен 800 и 780 руб., соответственно.

По словам главного антивирусного эксперта ЛК Александра Гостева, в новой версии KIS в дополнение к усовершенствованной защите от традиционных киберугроз, таких как фишинг и вредоносное ПО, включены специальные функции для обеспечения безопасности личной жизни пользователя и сохранения ее приватности. О необходимости усиления защиты секретов, которые пользователи доверяют своим настольным и мобильным устройствам, говорят результаты опроса проведенного (по заказу ЛК) в июне 2015 г. аналитической компанией B2B International среди домашних пользователей в возрасте 16 и более лет, проживающих в странах Латинской и Северной Америки, Ближнего Востока, Азии, Африки и Европы (включая Россию). Итоги этого опроса показывают, что 75% респондентов-россиян обеспокоены тем, что на их устройствах могут оказаться программы, тайно собирающие о них информацию. А еще 59% опрошенных беспокоятся, что веб-сайты и различные онлайн-сервисы фиксируют все, что они делают в Интернете, в частности, какие страницы посещают, что ищут и т. д.

В ответ на эти страхи ЛК включила в упомянутое выше решение соответствующие защитные технологии. Так, например, новая функция защиты от сбора данных пресекает попытки сайтов и Web-приложений собирать статистику о действиях пользователя в браузере, его местоположении, истории поиска и т. д. Такая информация часто запрашивается через браузер социальными сетями, рекламными и аналитическими агентствами как для показа контекстной рекламы, так и дальнейшей перепродажи. Однако новая технология ЛК «вырезает» подобные личные данные прямо из интернет-трафика и сообщает пользователю обо всех заблокированных запросах (в браузерах Mozilla Firefox, Internet Explorer и Google Chrome). Александр Гостев утверждает, что разработанная его компанией технология отличается от похожих инструментов в самих браузерах: продукт не просто блокирует идентификацию пользователя по кукам или информирует сайты о нежелании передавать такие данные, а гарантирует, что информация о действиях пользователя останется только на его устройстве и не попадет в Сеть.

Кроме того, защитный компонент «Контроль изменений» (по умолчанию функция «Контроль изменений» выключена. Включить ее можно в настройках продукта) при установке любого приложения проверяет, какие еще дополнения ставятся в этот момент на устройство незаметно для пользователя и какие настройки системы меняются. Например, распространена ситуация, когда при установке бесплатного ПО меняются настройки браузера: домашняя страница, поисковик по умолчанию, расширения, плагины и тому подобное. Также без согласия владельца устройства могут изменяться сетевые и системные настройки. Все это ставит под угрозу частную жизнь пользователя, так как некоторые плагины и расширения также могут собирать информацию о нем и его поведении в Сети. В случае если продукт замечает попытки внесения таких изменений со стороны какого-либо процесса, он информирует об этом пользователя и предлагает либо разрешить, либо заблокировать их.

Одновременно с «Kaspersky Internet Security для всех устройств» компания ЛК выпустила обновленную версию решения «Kaspersky Total Security для всех устройств» (KTS). Этот продукт содержит еще более широкий набор защитных инструментов. В частности, в него входят средство уничтожения файлов и технологии шифрования (применимо только для ОС Windows), которые обеспечивают ещё более надежную защиту конфиденциальности частной жизни пользователя. Первая функция позволяет безвозвратно удалять секретные документы, а вторая — создавать зашифрованные папки, доступ к содержимому которых возможен только по паролю.

Кроме того, оба решения предлагают усовершенствованную защиту личных финансов пользователя. Так, например, модуль «Безопасные платежи» автоматически обеспечивает режим безопасного сетевого соединения при совершении любых финансовых транзакций онлайн. Разумеется, оба этих продукта совместимы с новой ОС Windows 10.

Итак, инструменты для защиты личных секретов есть. Но все ли ими пользуются? Увы, практика показывает, что далеко не все. Итоги недавнего исследования ЛК «Цифровая амнезия» показывают, что более чем у трети опрошенных россиян нет защитного ПО на смартфоне, причем среди молодого поколения (от 16 до 24 лет) этот показатель доходит почти до половины — 46%. То же касается и планшетов: 36% российских пользователей никак не защищают свои мобильные компьютеры.

Впрочем, не исключено, что некоторым из этих 36 процентов респондентов ничего защищать и не нужно. Вот слова из рассказа о круглом антивирусном столе, который однажды проводился в нашей редакции: «Немаловажный аспект заключается в том, каково соотношение затрат на информационную безопасность и того потенциального вреда, который может быть нанесен компании. Если на компьютере пользователя стоит единственная любимая игрушка, то ему вообще не нужен антивирус. В случае чего гораздо проще и дешевле переустановить ОС и игру. Защита должна быть адекватна стоимости хранящейся на ПК информации. Аналогичная ситуация возникает при защите автомобиля: ведь никто не будет ставить на „мерседес“ только механическую защиту руля, равно как никто не станет инсталлировать спутниковую противоугонную систему на „копейку“ (первая модель „жигулей“. — В. М.) двадцатилетней давности. В первом случае это хотя и дешево, но слишком ненадежно, а во втором — неоправданно дорого». На мой взгляд эти слова — как и многое из того, о чем антивирусные эксперты разных компаний во время этого круглого стола говорили — не устарели.