Конечно, в России есть сферы, где уже применяется простая электронная подпись. Но сегодня ее возможности недооценены. В то время как на Западе широко используются механизмы простой ЭП, мы упорно тратим деньги и время на почтовые пересылки и поездки по нашей необъятной стране, чтобы просто подписать документ «собственноручно».

В данной статье рассмотрим, как и где можно использовать механизм простой ЭП уже сейчас и без проблем.

Что такое простая электронная подпись?

«Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом» (п.2 ст.5 63-ФЗ «Об электронной подписи»). То есть пароли, коды подтверждения по e-mail, SMS, USSD — все это элементы простой ЭП.

Что нужно знать при использовании простой электронной подписи?

В соответствии со ст.9 63-ФЗ «Об электронной подписи» для обеспечения юридической силы документа необходимо определить лицо, использующее простую ЭП. Обычно это происходит при личном посещении подписантом той организации, которая выдает ключи ЭП. Подписант предъявляет документ, удостоверяющий личность (определение лица, использующего ЭП) и получает ключ электронной подписи.

Если ключ простой ЭП генерируется онлайн, без очной встречи сторон с подтверждением личности подписанта, определить лицо, использующее электронную подпись, будет невозможно. Следовательно, электронные документы, подписанные такой подписью, не обладают юридической силой, а являются лишь «заявлениями о намерениях» и означают согласие стороны с условиями сделки, но не участие в ней.

Применение варианта без подтверждения личности подписанта оправдано, когда услуги предоставляются в рамках оферты. В этом случае подписание электронного документа ни к чему не обязывает подписанта и заключение договора сторонами произойдет путем присоединения к условиям оферты при выполнении существенных условий, описанных в ее тексте (использование простой ЭП может быть лишь одним из таких условий).

В каких процессах уже используется простая электронная подпись?

Простая ЭП активно применяется в сервисах онлайн-банкинга для физических лиц. В большинстве случаев используется пара логин-пароль и одноразовые SMS или USSD-коды подтверждения операций. Идентификация подписанта происходит по паспорту в отделениях банка при получении дебетовой или кредитной карты, к которой привязаны услуги онлайн-банкинга.

Онлайн-страхование — тот случай, когда стороны не встречаются лично, если не наступит страховой случай (это разрешено Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Простую ЭП использует сам страхователь при оформлении заявки на покупку полиса, тем самым подтверждая правильность заполнения данных и соглашаясь на их обработку. Договор страхования считается заключенным сторонами при акцепте оферты, опубликованной страховщиком. Для этого страхователь на сайте страховщика выполняет действия по оформлению страхового полиса и оплачивает страховую премию.

Также простая электронная подпись получила распространение в области государственных услуг для физических лиц и в сфере коммунального хозяйства.

Где и как могла бы еще использоваться простая электронная подпись?

Рассмотрим модель использования простой ЭП при обмене электронными документами между юридическими (организация) и физическими (потребитель) лицами:

● Потребитель должен ознакомиться с правилами использования простой ЭП. Данные правила могут быть опубликованы в виде оферты либо содержаться в договоре на оказание услуг.

● Организация, перед тем как выдать ключ ЭП, определяет личность подписанта (путем сверки с документом, удостоверяющим личность). Это может происходить при заключении договора на обслуживание или приобретении потребителем какого-либо продукта.

Где же можно реализовать данную модель? И для чего в этом случае может понадобиться ЭП?

Механизм простой ЭП можно с успехом использовать в сфере услуг связи. Например, ключ электронной подписи может содержаться в SIM-карте оператора связи. При покупке SIM-карты абонент предъявляет удостоверяющий документ — так происходит подтверждение личности подписанта. В дальнейшем потребитель может подтверждать смену тарифного плана или приостановку действия услуг, используя свой мобильный телефон. Для этого не понадобится заводить личный кабинет на сайте оператора связи (прощайте, забытые пароли!) или посещать его офис.

Для простой ЭП найдется место и в отношениях удаленного сотрудника с работодателем. В этом случае работник может подтвердить результаты своего труда в виде отчетов, текстов, изображений, видеозаписей и прочего контента. Правда, вначале работнику все же придется лично встретиться со своим работодателем или его уполномоченным представителем.

Применение механизма простой ЭП должно быть интересно и учебным заведениям, предоставляющим образовательные услуги дистанционно или через филиальную сеть. Подписывать электронные документы могут абитуриенты и студенты, агенты и региональные представители. Причем через регионального представителя может происходить как идентификация личности учащегося, так и выдача ключа ЭП.

Заключение

Несмотря на некоторую специфику использования простой электронной подписи, ее можно применять уже сейчас при соблюдении норм 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Сокращение материальных и временных издержек на обслуживание клиентов, расширение продаж за счет дистанционного канала — это лишь некоторые из преимуществ, которые дает использование механизмов электронной подписи. При этом именно простая ЭП является самым дешевым и удобным вариантом электронной подписи в документообороте с физическими лицами.

Кто знает, может быть, сейчас ваши конкуренты занимаются внедрением простой электронной подписи?

Автор статьи — аналитик Synerdocs.